Ирина Тихомирова, президент «МИМ-Киев»: МВА – самый дорогой бренд в образовании

Бизнес Арена Интервью 01 ноября 2017 Читать: 8 мин

В современной деловой среде менеджмент является одним из залогов успешного бизнеса. Менеджеры выполняют большой объем работы и от грамотного управления разными сферами предпринимательской деятельности зависят многие показатели здорового бизнеса. А как обстоят дела с обучением современной управленческой профессии в Украине?

«Бизнес Арена» пообщалась с Ириной Тихомировой, президентом Международного института менеджмента – о том, кто сейчас получает степень MBA, достаточно ли бизнес-школ в Украине и помогает ли в построении карьеры диплом выпускника одного из четырех бизнес-вузов страны.

— Как выглядит портрет современного учащегося бизнес-школы? На каком этапе ученика бизнес-школы в Украине мы сейчас находимся?

— Достаточно сложно говорить об этапах развития бизнес-образования в Украине и как это начиналось. Бизнес-школа МИМ (Международный институт менеджмента) начинала свою деятельность в 1989 году. МИМ был первой бизнес-школой на территории бывшего Советского Союза. Основатели проекта утверждали, что учат новое поколение менеджеров, готовых работать в рыночных условиях. Это были люди с высшим образованием, которые в ходе своих дел пришли к выводу, что им не хватает знаний в сфере управления.

Наша система образования учит врачей, учителей, инженеров. Жизнь заставляет людей быть управленцами, принимать управленческие решения. Дело в том, что людей изначально учили лечить, конструировать, а при повышении на должность главного врача или главного инженера они должны уметь нанимать, увольнять, мотивировать, разбираться с налогами, привлекать инвесторов, осуществлять маркетинговую кампанию, удерживать клиента и т.д.

Бизнес-образование — это умение видеть бизнес в целом и понимать откуда и каким образом проблема появляется, кто ее должен решать, процесс решения и возможные последствия пренебрежения возникшей проблемы. Портрет нашего слушателя – это человек с высшим образованием и опытом работы, который строит свою карьеру.

— Какую цель перед собой ставят современные абитуриенты?

— Большинство абитуриентов идут учиться в МИМ с одной целью: систематизировать полученные на практике знания. Однако, когда человек выпускается из бизнес-школы, и если спросить «Что было главным?», то обычный ответ – не систематизация знаний. Но это не значит, что он не получил того, чего хотел. Просто изменились приоритеты. Главное это «я понял, у меня разложилось. И я теперь уверен во всем. Я знаю, что все смогу. Я теперь член сообщества и знаю куда могу обратиться».

— Как бы вы посоветовали выбирать бизнес-школу абитуриенту, желающему получать бизнес-образование? На что обращать внимание?

— Прежде всего нужно решить, где и как в будущем хочет работать абитуриент. Если рассматривать иммиграцию, то получать бизнес-образование человек должен в той стране, в которой он хочет жить и работать. Если говорить о многонациональном бизнесе, то стоит выбирать школы с многонациональными модулям обучения бизнесу по странам типа London Business School. Если же вы планируете жить и работать в Украине, то образование стоит получать у нас, поскольку в наших бизнес-школах учитывается украинское законодательство, культурные особенности, бизнес-среда и связи в ней.

После того как вы определились где будете жить и работать, необходимо изучить все бизнес-школы в выбранном регионе: сколько лет она на рынке, имеет ли международную аккредитацию и партнеров в других странах и исходя из авторитета и признания в международном бизнес-сообществе выбирать учебное заведение.

MBA (магистр делового администрирования – ред.) – это самый дорогой бренд в образовании. В международной среде все очень хорошо понимают, что такое MBA. Это международная квалификация и работодатель или партнер, который знает, что у вас есть MBA, уверен в ваших знаниях.

— Как вы относитесь движению «Сам себе MBA»?

— Я думаю, что это хороший бизнес. Знаете, когда бизнес успешен, появляются попытки если не повторить, то предложить какой-то substitute и на этом зарабатывать. Есть кофе, а есть цикорий. Есть масло, а есть маргарин, и тот, кто не пробовал масло, считает, что маргарин и есть настоящее масло. Точно так же и тут: дешевле, быстрее. Каждый выбирает для себя исходя из своих потребностей. Ну, наверное, ты получишь какие-то знания. Однако ты не получишь нетворкинга, ты не получишь диплом, но кому-то этого достаточно. Выгоду получит тот, чью книгу «Сам себе MBA» ты купишь.

— Как вы считаете, почему на рынке бизнес-образования всего четыре игрока: Международные институт менеджмента, Международный институт бизнеса, Киево-Могилянская бизнес-школа, Львовская бизнес-школа?

— Это очень мало. Рынка украинского бизнес-образования фактически нет. 20 лет назад у нас проводились исследования. Рынок говорил, что ему в основном нужно знание налогов, как построить учет, как привлечь деньги. Ни о каком системном бизнес-образовании рынок тогда даже не думал. У бизнеса было задание выжить и решить финансовые вопросы. О маркетинге, продажах даже не думали. Стратегия вообще было запретное слово.

Сейчас же бизнес думает о стратегии, о людях и это очень большой шаг в развитии украинского бизнеса. Маркетинг уже не ругательное слово. И сейчас для украинского бизнеса важны не деньги, а люди: как их мотивировать, где их найти, как с ними работать, как их удержать, как сделать их частью корпоративного духа. Хороший специалист как правило имеет работу, а плохой нам не нужен. И найти хорошего специалиста очень тяжело. И речь идет не только о руководителях, а о линейных менеджерах. Эти изменения подтолкнут к созданию других бизнес-школ и тогда рынок будет увеличиваться. Четыре бизнес-школы для такой страны как Украина это очень мало. А то, что рынок не регулируется ни государством, ни профессиональным ассоциациями, это плохо, потому что есть риск возникновения фэйковых бизнес-школ. Например, в Польше, Чехии, Венгрии хороших бизнес-школ намного больше.

Вопросы подготовил Дмитрий Чепур.

eopac
logo-popup

Заполните, пожалуйста, поле

Заполните, пожалуйста, поле

Заполните, пожалуйста, поле