Современные тренды в управлении компанией
Управление компанией, как и мир в целом, становится все сложнее с каждым годом и уже просто необходимо следовать за тенденциями развития, чтобы не пропустить возможные преимущества инновационных методов.
Lean management (Бережливый менеджмент)
Основными понятиями этого направления являются плоские иерархии и гибкая организация. При таком виде управления действуют следующие основные принципы:
- работа происходит строго в командах;
- производится, продается и разрабатывается только то, что нужно рынку;
- чтобы избежать ошибок, все заранее продумывается и планируется;
- каждая задача разделяется на мелкие шаги.
Результатом должен стать очень высокий уровень качества, т.е. 100% отсутствие ошибок и дефектов, короткое время доставки, быстрые инновации и более эффективное, бережливое производство.
Chaos Management (Хаоc менеджмент)
Все большее количество компаний заметило, что рост часто бывает очень нестабильным и порой предприятия лихорадит при резких скачках. Системное мышление помогает увидеть, насколько сильно различные системы по всему миру связаны и как тесно они взаимодействуют. Любое действие вызывает сразу несколько различных реакции в разных системах взаимодействия.
Хаотичный менеджмент старается объяснить это явление. Основной принцип изложил швейцарский преподаватель Кнут Блейхер: “Когда менеджмент создал необходимые условия, то квалифицированный сотрудник сам ищет и создает нужную адекватную ситуации систему, в которой он сам захочет жить и работать”.
Таким образом, хаос-менеджмент живет по принципу самоорганизации, которая возможна только во взаимодействующих сетях. Это мотивирует персонал и позволяет ему оставаться более креативным.
Главными факторами такого подхода являются логика, экспертиза, опыт, нормы, системы, страх перед риском и др.
Vision Management (Менеджмент через миссию)
Такой вид управления нацелен на задание общего видения у всего персонала. Выражаясь простым языком, когда строишь корабль, то людей объединяет не желание собрать древесину, подготовить инструменты и сколотить все вместе, а общая мечта о бескрайнем океане.
Для начала необходимо разработать общую философию компании, понятную и однозначную для каждого.
Она должна иметь смысл, восхищать, давать побуждение к действию, легко запоминаться, быть инновационной, мотивировать. Это легко представить себе на примере компании Facebook или Википедии, где люди объединены общей идеей сделать мир лучше, объединить людей и все знания человечества.
International Management (Международный менеджмент)
Благодаря глобализации, взаимодействие между странами становится все более тесным, поэтому необходимо правильно управлять децентрализованными компаниями, части которых разбросаны по миру.
Стандартные структуры иерархии больше не подходят и должны меняться. Важно научиться координировать действия отдельных частей компании.
Тут разделяется три подхода:
- Этноцентрический подразумевает прямую проекцию политики основной компании на дочерние филиалы
- Полицентрический относится к каждому иностранному филиалу, как к самостоятельной единице
- Геоцентрический старается объединить культурные похожести основной компании и иностранных филиалов.
Quality Management (Менеджмент качества)
Этот подход особенно актуален в тех сегментах рынка, где особенно важно качество продуктов, и стандартный показатель цена/качество уже не подходит. Из-за того, как быстро развиваются технологии и из-за смены ценностей, отношения между производителем и клиентом тоже играют все большую роль.
В менеджменте качества основную роль играет удовлетворенность клиента, поэтому такой вид менеджмента невозможен, если не знать, что же нужно клиенту, без постоянного улучшения процессов, без проверки качества, планирования, а также хорошего рабочего климата. Необходимо применение всего спектра ценностно-ориентированного маркетинга.
Экологический менеджмент
Как понятно из названия в центре этого подхода лежит окружающая среда. Именно вопросы экологии все чаще обсуждаются, ведь пора уже задуматься, нужен ли нам промышленный рост такой ценой. Все чаще придумываются новые приспособления для того, чтобы, например, сократить вредные выбросы или снизить потребление ресурсов, но с недавнего времени стало понятно, что можно влиять на окружающую среду еще и целыми экологическими концепциями, которые затрагивают все предприятие в целом. Каждый отдел компании должен претворять в жизнь заданную экологическую политику, для того чтобы обеспечить правильное отношение компании к окружающей среде.
Менеджмент инноваций
Основой менеджмента инноваций является преодоление целевых конфликтов. В современной экономике компаниям все труднее увеличивать цены и поэтому для преодоления конкурентной борьбы им необходимо все сильнее дифференцироваться на рынке, находя наиболее свободные ниши, применяя сегментацию. Как раз для этого и необходима инновационная политика.
Необходимо включать потребителей в разработку продуктов, необходимо правильно оценивать рынок для избежания переоценки, а значит потерь для компании. Нужно смотреть и анализировать конкуренцию и ее продукты, требуется задать качественные стандарты и проводить стратегическое планирование.