Закроют метро в Киеве: куда делись деньги?
Киевский метрополитен несет убытки. Уже в ближайшем месяце из-за нехватки денег остановится состав киевского метрополитена. В сети обсуждают возникшую проблему, а чиновники никак не найдут выход из ситуации. Что, если завтра киевляне пойдут на работу пешком? Как решить эту проблему? Давайте разберемся вместе.
Киевскиий метрополитен — коммунальное предприятие, финансируемое местными властями. Собственный доход не приносит прибыли, а КМДА не выделило даже половины средств, необходимых на постройку новых станций метро и прочие внутренние реформы. Счета и сто новых вагонов арестованы по решению суда,из-за судебного иска компании Укррослизинг. Киевское метро задолжало Укррослизингу 2 млрд грн. Какова прибыльность метрополитена? В 2016 году метрополитен впервые за 15 лет вышел на окупаемость и заработал 76,1 млн грн чистой прибыли. Это при том, что средняя стоимость нового вагона метро — 36 млн грн, а уже в этом месяце метрополитен нуждается в 70 новых вагонах.
Метро в Киеве могут закрыть уже завтра
Электроэнергия стала в три раза дороже. Государство увеличило минимальную зарплату и связанные с ней выплаты, вроде индексации. Предварительные подсчеты показывают, Киевский метрополитен снова ожидает убыток до 1 млрд грн. Руководство метрополитена планирует введение новшеств в работу: стеклянных будок полиции, пополнение проездных карт через интернет, переход с жетонов на термобумагу с QR-кодом. А еще разрабатывается маркетинговая стратегия популяризации метро и торговля брендированной продукцией.
Как метрополитен справится с этими задачами, находясь в минусе? Первый вариант озвучил в своем интервью для ТСН Дмитрий Пеклун, заместитель начальника киевского метро. Он отметил, что увеличение стоимости проезда ожидается «в пределах 50%». Проведем несложные подсчеты. Получается, что до Нового стоимость одной поездки в метро составит 6 грн.
Стоит заметить, что в Европе прибыль приносит только один метрополитен — лондонский, где разовая поездка стоит 4 фунта. Остальные — планово убыточные предприятия, в которых разницу между тарифом и себестоимостью покрывает городской бюджет. Как и у нас. Если Киевский метрополитен в ближайшие годы улучшит сервис, спроектирует новую навигационную систему, добавит шесть станций и введет реформы, о которых мы говорили ранее — новая цена проезда оправдает себя.
Главным источником заработка метрополитен до сих пор остается плата за проезд пассажиров, на втором месте — реклама. Но, если метрополитен предоставит клиентам дополнительные услуги? Услуги, которые увеличат популярность метрополитена и принесут дополнительный доход? Например — организовать на вторых ярусах станций Зеленой ветки шахматно-шашечные клубы. Как в харьковском метро. Чтобы попасть в них, нужен жетон или проездной метро, потому что клубы расположены за турникетами. Или открыть ресторан на платформе станции Днепр. Как в метрополитенах Азии. Даже идея Дмитрия Пеклуна продавать сувенирную продукцию — выход. Чтобы заработать, не обязательно повышать стоимость старых услуг. Предоставьте новые. Вариантов множество. Не делать бизнес на такой популярной и востребованной услуге просто недопустимо.
Материал подготовил: Вениамин Крыжановский