Налог на выведенный капитал: прорыв или как всегда?

Бизнес Арена с Яной Матвийчук Новости 04 июля 2017 Читать: 8 мин Просмотры: 2705
новые налоги
pxhere

Вокруг идеи с заменой налога на прибыль (НП) налогом на выведенный капитал (НВК) продолжают ломать копья, как в экспертной среде, так и среди чиновников. Что изменит введение нового налога и сможет ли он упростить жизнь бизнеса?

Свободу прибыли!

Хотя введение налога на выведенный капитал и получило поддержку Нацсовета реформ, в бизнес-сообществе до сих пор нет четкого понимания, насколько новый налог изменить налоговое бремя украинских предпринимателей. Попробуем разобраться в основных положениях этого нововведения.

Если коротко, то идеологи НВК мотивируют его введение тем, что он позволит не выводить из оборота часть прибыли в виде НП. НВК будет начисляться только при выплате дивидендов и иных подобных платежей. Это и есть главная идея внедрения НВК. При этом, государство намерено также ликвидировать и налог на репатриацию.

В Минфине, который является автором этого законопроекта, считают, что за счет ввода НВК можно стабилизировать поступления в бюджет и наполнить соответствующие фонды. Иными словами, если прибыль перестанет быть объектом налогообложения, то у бизнеса должна пропасть мотивация к ее минимизации. В свою очередь, инвестор получит возможность реинвестировать прибыль в развитие компании, обновить основные средства и создать новые рабочие места. А государство до определенного момента обещает не вмешиваться в эти процессы. Детальная презентация НВК и сферы его распространения находится в открытом доступе на веб-сайте Минфина.

В целом, идея с НВК кажется весьма прогрессивной, но гораздо важнее, как она будет окончательно выписана в законе и реализована на практике.

Кого и чем обложат

Что касается базы обложения НВК, то она достаточно понятна и, похоже, практически не оставляет надежды на уклонения. К операциям по выводу капитала законопроект относит как выплату дивидендов, которая осуществляется в пользу лица, не являющегося плательщиком НВК,так и другие выплаты в пользу владельца корпоративных прав, независимо от их формы (денежная или натуральная). В том числе и в случаях, когда такие выплаты не проведены под видом дивидендов.

Помимо этого, к указанным операциям будут приравниваться и ряд других выплат. В частности, страховые — в пользу нерезидентов, процентов и комиссий связанным лицам–нерезидентам, финпомощь неплательщику НВК, на покупку товаров (услуг) у связанных лиц, использующих «упрощенку». Также сюда отнесут выплаты НПО в любой форме, если они не имеют целевого назначения. Не обошли вниманием авторы законопроекта и инвестиции в зарубежные объекты, роялти, внесение доли в уставный капитал, а также «дебиторку» за поставленные неплательщикам НВК товары (работы, услуги).

Кроме того, налогоплательщики должны будут самостоятельно доначислять НВК по операциям в сфере трансфертного ценообразования, роялти для нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах и при продажах товара неплательщику НВК. Законопроект определяет плательщиками НВК юрлиц-резидентов, а также юрлиц-нерезидентов, имеющих в Украине постоянное представительство.

Отметим, что принцип расчета НВК достаточно прост, поскольку исходит из стоимости операций. Это может существенно снизить возможные ошибки плательщиков налога, а значит, минимизировать претензии фискальных органов в части доначисления налоговых обязательств. К тому же, согласно законопроекту, операции между плательщиками НВК не являются объектом контроля, что позволит упростить налоговое администрирование в целом.

Что касается ставок НВК, их всего две. Для дивидендов и приравненных к ним выплат — 15 %, для приравненных к выводу капитала операций и доначислений — 20 %. Допускается применение «нулевой» ставки НВК для случаев возврата инвестиций в размере первоначального взноса в уставный капитал. Впрочем, не исключено, что Минфин может вернуться к своей идее о введении единой ставки — 20%, вне зависимости от формы, по которой плательщики НВК будут распределять свою прибыль.

Мы не такие как все?

Если говорить о позитивных моментах введения НВП, то они пока что больше теоретические, поскольку неизвестно, как в реале на него отреагирует бизнес. В Минфине считают, что новая модель налогообложения обязательно стимулирует не только его деловую активность, но и привлечет инвесторов. Большинство экспертов в качестве примера приводят одну страну — Эстонию, где введение НВК еще в 2000 году якобы привело к росту инвестиций. При этом умалчивается тот факт, что внутренний инвестор — эстонские компании как-то не очень активно отреагировали на новшество. В итоге, достаточно долго поступления от НВК были намного меньше чем от НП. Может ли Украина в нынешней экономической ситуации позволить себе такой эксперимент — большой вопрос, ведь по данным ГФС прошлогодние поступления от НП превысили запланированные на этот год (48,5 млрд грн) почти на 5,7 млрд грн.

Не добавляет оптимизма и то, что сегодня по пути Эстонии пошла только лишь Грузия. Правда, там НВК работает с начала 2017-го и говорить о результатах еще рано. А в большинстве развитых стран мира аналогом нашего НП является корпоративный налог, который там пока что ничем подобным НВК, насколько известно, менять не собираются.

Несомненно, позитивом ввода НВК может стать то, что у компаний отпадет необходимость выдумывать различные схемы снижения финрезультата. Это означает, что появится возможность работать более открыто и легально, что, в свою очередь, будет способствовать привлечению инвестиций и банковского кредитования. С другой стороны, если положения законопроекта не претерпят изменений, он может не очень понравится нерезидентам, поскольку ставит их в не совсем равные условия с резидентами. Как видим, распределение прибыли в пользу нерезидента является объектом налогообложения, тогда как между резидентами — нет.

Как бы там ни было, при всех шероховатостях и рисках законопроекта о НВК, он может стать первым реальным шагом в сторону прекращения массового оттока капиталов. Поскольку введение НВК позиционируется правительством и Минфином как начало либерализации системы налогообложения, то от его успешной реализации во многом зависит доверие украинского бизнеса к государству. Собственно, именно доверие, а не законы (пусть даже и самые совершенные) смогут вывести бизнес из тени и наполнить бюджет.

Узнайте 10 самых прибыльных профессий в мире из нашей статьи и сделайте правильный выбор.

Автор: Александр Козка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

logo-popup

Заполните, пожалуйста, поле

Заполните, пожалуйста, поле

Заполните, пожалуйста, поле