Михаил Чобанян — как перевести экономику на новые рельсы
Заметили, что криптовалюты в последнее пользуются большим спросом в СМИ? Биткоины, нимы — это в тренде. У меня даже была такая теория, что вирус Petya.A — маркетинговый ход для популяризации биткоинов в Украине. Да, конспиролог из меня так себе. Чтобы не придумывать идиотских теорий, я решил поговорить с Михаилом Чобаняном – основателем KUNA Bitcoin Agency и сооснователем Bitcoin Foundation Ukraine. Поговорили о биткоинах, токенах и криптоматах.
Если Вы не знаете что это, точно нужно прочесть это интервью.
— Для начала — расскажите о глобальной задаче?
— Наша глобальная задача — перевести экономику на новые рельсы. Чтобы она стала прозрачнее, честнее, удобнее и доступнее для всех участников. Мир вокруг ускоряется, и нам всем нужно двигаться вместе с ним. Механизмы блокчейна позволяют достигнуть этих целей, и именно поэтому мы стали частью криптоэкономики — сделали выбор между “догонять” или “быть впереди”. Мы создаем с нуля целую инфраструктуру в Украине и СНГ, чтобы завтра не только биткоин-агентство KUNA, но и вся страна могла пользоваться плодами этого прогресса и быть частью новой экономики.
Для нас будущее уже наступило, и мы в нем живем. Многие другие пока этого просто не замечают.
— Ваш проект — это прежде всего биржа, не думали ли Вы трансформироваться в крипто-банк?
— Крипто-банк означает централизацию, а мы — сторонники децентрализации. Сила криптовалют в бездоверительной экономике и множественном контроле сообщества, и мы поддерживаем эту позицию. Биржа — это наш базис для осуществления других проектов, т.к. она является шлюзом между криптовалютами и фиатными деньгами.
— Расскажите про Ваше первое знакомство с биткоином — сразу ли вы пришли к тому, что биткоин — актуальный вектор финансовых операций?
— Я узнал про биткоин в 2011 году, и со временем понял, какие возможности для общества несет такое направление развития. Но даже сегодня мы находимся только в самом начале этого движения.
— О наболевшем — почему вирус Petya.A просит деньги именно в биткоинах?
— Потому что банки работают до 17.00, а биткоин не имеет никаких ограничений. У него есть доля анонимности и это уже признанный международный платежный инструмент.
В самом начале мы поняли, что все очень серьезно — под угрозой находились госучреждения и инфраструктурные предприятия, поэтому мы открыли оперативный штаб по борьбе с этой угрозой. Сейчас мы совместно со специалистами исследуем, как можно восстановить доступ к зашифрованным данным.
— Расскажите о проекте установки крипто-терминалов. Кто этим будет заниматься и когда они появятся в Украине?
— Мы занимаемся только производством крипто-терминалов, а установкой будут заниматься те, кто разбирается в этом лучше нас. Первые 10 криптоматов должны появиться в Киеве в июле этого года. После этого их установка будет доступна всем желающим на всей территории Украины. Мы сейчас собираем заявки на изготовление криптоматов.
— Как развивали и планируете развивать проект с маркетинговой точки зрения.
— У проекта есть несколько основных векторов, прежде всего это биржа KUNA — мы планируем добавлять новые торговые пары в гривне (в первую очередь Ethereum и Waves) и расширять свое присутствие в СНГ.
В конце июля мы запустим второй краудсейл биржи с продажей токенов KUN, целью которого является увеличение оборота до 1 млн. долларов в сутки, что позволит держателям токенов KUN получить прибыль от роста цены токенов в дополнение к дивидендам. Сразу после завершения сбора средств мы откроем торги этими токенами на нашей бирже.
Кроме того, мы запускаем сеть криптоматов по Украине, а также работаем над проектом токенов “Крипто-Гривны”, которая будет обеспечена балансом биржи KUNA, подобно токенам USDT в долларах. В работе еще несколько направлений, такие как фонд “КриптоРусь” и киевский Блокчейн-хаб, в котором мы хотим собрать вместе все компании, работающие в смежными с нами тематиках.
— Какие-либо медийные личности либо известные бизнесмены поддержали Ваш проект?
— Мы находимся немного в стороне от привычно “известных” людей и медийных личностей, и мало пересекаемся с ними во времени и пространстве. Нас поддерживают предприниматели из той же сферы деятельности, в которой работаем мы, а поддержка “консервативных” бизнесменов и тем более “известных” личностей нам особенно не нужна. Время от времени подобные люди обращаются к нам за консультациями, и в таких случаях мы рады помочь. За вознаграждение, конечно же.
— Вы часто слышали от знакомых и близких, когда начинали, что биткоин — мертвая история?
— Я регулярно слышу это до сих пор от некоторых людей, и это совершенно нормально — мало кто разбирается сегодня в специфике крипто-экономики. Ставить под сомнение все непонятное — работающая стратегия, если человек готов затем изучать предмет и разбираться в нем. А “кухонных экспертов” давайте в расчет принимать не будем. Лучше посмотрим на правительство Японии, признавшее биткоин законным платежным средством наравне с йеной. И это только первая ласточка такого масштаба.
— В прошлом году был популярен фильм «DOPE» — главный герой продавал наркотики за биткоины. Вы считаете что есть риск использования биткоинов и какие законные механизмы можно внедрить, чтоб предотвратить возможный сценарий.
— Подобные риски есть и с фиатными деньгами, разве никто никогда не платил за наркотики в долларах? Это просто означает, что биткоин — хорошая работающая система. Такой риск всегда будет оставаться, и всегда будут люди, использующие любой инструмент для совершения преступлений. Другое дело, что в реальности уровень использования биткоина в организованной преступности, и в частности в торговле наркотиками, чрезвычайно низок — он не превышает 2% от общего оборота криптовалют. Эти люди, можно сказать, приверженцы традиционных ценностей в плане платежных средств.
Внедрение механизмов KYC/AML вполне реально, к примеру, все крипто-биржи в юрисдикции США требуют идентификации от своих клиентов, так что на самом деле при желании все это можно быстро реализовать.
— Чем можно объяснить такой резкий скачок ценности биткоина и не значит ли это возможное падение курса в недалеком будущем?
Цена всегда отражает спрос рынка. Резкий рост был вызван сразу несколькими весомыми факторами, такими как признание биткоина платежным средством в Японии. Временные просадки курса не только возможны, они обязательно будут, биткоин все еще остается волатильным, что позволяет трейдерам хорошо зарабатывать на нем. Однако из всех криптовалют он самый консервативный, и его волатильность постепенно уменьшается. Это поведение больше зависит от зрелости рынка, а он еще очень молод, ему нет и 10 лет.
Вполне возможно, что биткоин или другая криптовалюта станет средством сбережения ценности — это происходит уже сегодня, но в небольших масштабах. Нужно понимать, что мы вступаем в совершенно новую эпоху, в которой функции денег, сбережений и обмена ценностями вполне могут выполнять такие нематериальные вещи, как биткоин — хотя он на самом деле больше, чем только деньги, это лишь одна из его функций. Просто люди, как обычно, сконцентрированы на самом важном для себя — обогащении.
— Сможет ли биткоин стать as valuable as gold?
— Никто не может гарантировать рост ценности биткоин — сегодня он обеспечен ростом инфраструктуры и количеством пользователей. И если эти два фактора продолжат свое развитие, цена биткоина последует за ними. Теоретически криптовалюты смогут заменить и золото — просто потому, что ими удобнее и безопаснее пользоваться, хранить их и передавать другим людям. Не так давно цена за одну унцию золота и цена биткоина “встретились”, двигаясь в разных направлениях — золото вниз, а биткоин вверх. И это только начало.
Вопросы: Вениамин Крыжановский