Огнем и рулем — как Uber прошел крещение украинскими юзерами
Чуть более года назад самый известный в мире сервис такси Uber шумно стартовал в Киеве. Украинцы с нетерпением ждали этого момента, неимоверно возрадовались и долго праздновали. С июня по апрель компания зашла в 5 украинских городов: Киев, Одесса, Львов, Днепр и Харьков. Оправдались ли ожидания, как работает сервис сейчас и какие возникают проблемы — разбирались корреспонденты Бизнес Арены.
Легкий старт в нелегкий год
Нелегким выдался этот год для Uber не только в Украине, но и в целом: скандалы вокруг сервиса, смена топ-менеджмента, запрет в Европе, слияние с Яндекс в России.
В начале года вокруг компании развернулся скандал: бывшая сотрудница Uber обвинила руководство в сексизме и сексуальных домогательствах. Также она рассказала, что в компании происходит прямо таки битва за «престол». И повсеместно сотрудники компании ведут нечестную игру, пытаясь скомпрометировать своих начальников, чтобы занять их места.
Как результат, за год компания сменила топ-менеджмент, а недавно об уходе заявил СЕО компании Трэвис Каланик. Да и в Украине компания сменила двух «топов» за год.
Чуть позже в Европе американский сервис споткнулся сразу о несколько камней: покинул Данию, был запрещен в Италии, а недавно парижане выступили с демонстрациями против сервиса.
И напоследок, В России Uber и Yandex объявили о слиянии своих российских компаний. Однако в украинское представительство заверяет, что это никак не отразиться на работе сервиса в стране. «Украина продолжает быть одним из приоритетов и ключевых рынков Uber в регионе, и сервис будет работать в Украине, как и раньше, входя в структуру региона Uber «Центральная и Восточная Европа», — сообщили редакции Бизнес Арены в украинском филиале компании.
Как бы там ни было, все эти факторы вместе явно сыграли против американского сервиса.
Тарифы вверх!
В июне Uber объявил о повышении тарифов в Украине. Меньше всего отразилось повышение на харьковчанах. Фактически тарифы не изменились, если не считать введения поминутной оплаты – 30 копеек за минуту.
Не так повезло жителям Днепра. Здесь скопом подняли все тарифы — поминутный тариф теперь 85 копеек, а за 1 км поездки придется заплатить на гривну больше – 5 грн. Посадка выросла до 10 гривен.
Задело и одесситов. В Одессе стоимость подачи возросла почти в три раза — с 5 до 14 гривен. Кроме того, ввели поминутный тариф — 1 гривну за минуту. Посадка выросла до 30 гривен.
Кардинально цены выросли во Львове. Теперь львовяне платят 16 грн за подачу вместо 4 грн. В остальном же цены равны одесским: поминутная оплата — 1 гривна за минуту, минимальная стоимость поездки — 30 гривен.
Позже сервис повысил тарифы и в Киеве. Теперь минута стоит 0,45 грн., а цена за км поездки — 5 грн. А вот минимальная стоимость поездки в столице осталась прежней — 25 грн, стоимость посадки — 20,5 грн.
В самом сервисе уверяют, что повышение тарифов позволит привлечь еще больше партнеров-водителей на платформу. «Мы постоянно отслеживаем ситуацию на рынке, чтобы оперативно реагировать на все изменения и корректировать цены таким образом, чтобы они гарантировали как доступность поездок для максимального числа пользователей, так и возможности достойного заработка для водителей. Мы обновили тарифы, чтобы они оптимально соответствовали сегодняшним реалиям», — рассказали корреспонденту Бизнес Арены в украинском представительстве Uber.
Паранормальные списания
За год работы сервиса в Украине у пользователей поднакопилось как жалоб, так и позитивных отзывов. Негативных отзывов, к сожалению, больше. Наиболее распространенные — жалобы на водителей и вопросы к расчётам. Одна из пользователей Uber на своей странице в соцсетях написала следующий пост негодования (дословно):
Пришла ежемесячная выписка из банка по операциям с картой. Пробежалась глазами и сильно удивилась: чуть ли ни четверть всех операций — это снятие какой-то мелочи за «конвертацию валют при покупке». Присмотрелась. Обнаружила, что это все горячо любимый Убер: каждый раз, когда он списывал с меня деньги, дополнительно снималась плата за конвертацию
Той же проблемой в комментариях поделились еще несколько пользователей. Об аналогичных списаниях рассказали и другие пользователи сервиса, опрошенные корреспондентом Бизнес Арены.
В компании объяснили, что конвертацию взимает не сервис, а банк пользователя, так как все платежи проходят через платежную систему только в валюте, а стоимость поездки указана в гривнах. «Поэтому банк и платежная система (Visa или Mastercard) конвертируют эти суммы по разным курсам», — пояснили в Uber.
Кроме того, периодически возникают проблемы и с безналичной оплатой. Еще один пользователь сервиса поделился недавним опытом:
После совершения двух поездок, за которые с карты были списаны деньги, пришло сообщение от банка о попытке повторно снять со счета стоимость последней поездки. Оплату пытались произвести из сайта в Нидерландах. Как результат банк заблокировал и платеж, и карту. Кроме того, приложение теперь просит оплатить долг и не дает воспользоваться услугами сервиса
На вопрос о повторном списании в украинском представительстве развели руками, попросив обратиться в службу поддержки сервиса. На момент написания статьи, служба поддержки Uber ответа так и не предоставила. Звонки на горячую линию результатов не принесли. Благо, сервис разрешил украинцам оплачивать услуги наличными, что позволит избежать любых курьезов с безналичными расчетами.
Два лагеря
Для кого как, а для Uber лето в Украине выдалось очень горячим. С начала июня в сети все чаше стали появляться гневные комментарии и недовольства работой сервиса. Пользователи отметили, что значительно ухудшилось обслуживание: время подачи автомобилей удвоилось, а авто, если и приезжают, то уровень их комфорта все чаще оказывается сомнительным. Кроме того, все больше пользователей начали возмущаться поведением водителей. Еще один гневный комментарий из Facebook:
Водитель #uber рассказал сегодня мне, что теперь, оказывается, во время пробок я должна договариваться с водителем о стоимости поездки частным образом, и он будет решать поедет или нет и сколько ещё доплатить. Новое правило с понедельника, говорит. Мне, кажется, что соврал, пытаясь сбить доплату сегодня. Но все же. Интересно
Однако в противовес негативным отзывам многие украинцы продолжают поддерживать Uber и ставят сервису удовлетворительные оценки. А негативные моменты считают лишь временными проблемами.
Андрей Бондар, постоянный пользователь Uber, рассказал корреспонденту Бизнес Арена:
Пользуюсь Uber постоянно, за год не возникало никаких вопросов: машина всегда вовремя, водители приветливые, а если не нравится марка авто, всегда можно подыскать другого водителя с другим автомобилем
Улучшить сервис обещают и в самой компании:
Для нас чрезвычайно важно качество обслуживания пассажиров на платформе Uber. Поэтому мы используем ряд инструментов для отслеживания качества сервиса. Рейтинг водителей и комментарии, которые пользователи оставляют в приложении, помогают нам контролировать качество сервиса
Кроме того, в Uber говорят, что постоянно проводят анализ отзывов и комментариев, чтобы понять какие функции, услуги или продукты интересны клиентам.
Чем обернется для Uber следующий год в Украине, сможет ли сервис пережить качку и приживется ли мировой стандарт в нашей стране, будем следить в надеже на лучший исход. Следите за развитием сервиса в разделе Инсайды.
Автор: Тата Ларина