Как проверить бизнес идею – опыт Getwear
В 2015 году компания Getwear сообщила о скором закрытии. Яков Карда в своей статье объяснил причины остановки работы компании.
Компания получила известность, но наш бизнес не вышел на нужный уровень. Идея этого бизнеса была основана на предположениях:
- у покупателей есть потребность в необычных джинсах;
- заказчикам будет интересно изготавливать джинсы своего дизайна;
- разрабатывая свой дизайн, люди захотят их купить;
- они будут рассказывать об этом сервисе в социальных сетях;
- пришедшие по ссылкам пользователи так же увлекутся идеей и будут привлекать новых покупателей.
Изначально при создании бизнеса был сделан упор на вирусные продажи. Основная причина провала состоит в том, что задуманная вирусность проекта не осуществилась. И люди не очень интересуются одеждой на заказ.
Было сделано несколько попыток для развития бизнеса. Несколько раз менялась ниша. Во-первых, мы отказались от рынка США. В ходе исследований мы поняли, что не сможем заинтересовать жителей Америки индивидуальным подходом при стоимости наших базовых джинсов 99 долларов. В США пользуются спросом ливайсы за 40 долларов. Понизить цены наша компания не могла, так как в этом случае мы бы оказались в убытке.
Мы решили выйти на российский рынок. Мы уже пришли к выводу, что заинтересовать покупателей оригинальностью у нас не получится, и решили делать упор на качество нашей продукции и идеальную посадку наших джинсов.
Но и на российском рынке мы не смогли достигнуть вирусности продаж. По замыслу автора этой идеи Эрика Риса бизнес должен расти за счет большого числа повторных продаж. Это замечательная стратегия, но подходит только для компаний с большой разницей между ценой продаж и себестоимостью товара. К тому же должно быть большое количество потенциальных покупателей.
После неудачи с вирусными продажами, мы перешли на платные методы продаж. Мы применили все возможные способы рекламы. Самыми эффективными оказались Livejournal и Facebook, но они имеют ограничения в потенциальных покупателях. В завершении мы полностью изменили дизайн нашего сайта и создание хипстерских лукбуков. Однако и на этот раз осенью мы пришли к выводу, что наши попытки ни к чему не привели. Продажи были примерно на уровне прошлого года.
Наш бизнес был построен исходя из предполагаемого минимального уровня продаж и с учетом дальнейшего роста. Поэтому в Getwear было четыре разработчика. Однако компания была прибыльной только в некоторые периоды сезонных высоких продаж. Несколько месяцев назад было принято решение сократить некоторых сотрудников, чтобы стать прибыльными всегда. Однако в результате в декабре наш финансовый результат был в семь раз хуже прошлых лет.
Все предположения нашего бизнеса оказались ошибочными, и мы не поняли это вовремя. Перед стартом бизнеса необходимо изучить рынок и клиентов. Только таким образом можно защитить себя от расходов, которые не принесут результат.