Лика Спиваковская — Как заработать на частной галерее в Украине?

Яна Матвийчук Интервью 14 апреля 2017 Читать: 13 мин Просмотры: 3285

Лика Спиваковская в своей галерее

Гостем нашего юбилейного подкаста стала Лика Спиваковская.

Лика Спиваковская зарабатывает на искусстве — у неё своя галерея, культурный центр и проект популяризации театрального искусства. Лике есть чем поделится с нашими читателями, так что самые содержательные моменты, связанные с профессией галериста, читайте в нашей статье.  Или посмотрите подкаст полностью. 

Лика, расскажи пожалуйста, чем ты сейчас занимаешься? Какой у тебя бизнес?

Все мои бизнесы независимы друг от друга. Свою бизнес-карьеру я начала на 4 курсе института, с рекламного агентства. Потом наше агентство переросло в рекламный холдинг, в который входило 4 компании. Затем, мне захотелось несколько изменить род своей деятельности. Я уже была состоявшейся бизнес-вумен и была очень довольна результатами, доходностью и т. д. Говорят, что успешные бизнесмены имеют два пути развития: политика или искусство. Посмотрев на меня, можно сказать, что в политику я не пойду, а если и пойду, то намного позже.

Искусство показалось для меня параллельной вселенной, в сравнении с тем, чем я занималась ранее. Уже через полгода я поняла, что галерейный бизнес – это очень прибыльное занятие, если правильно им управлять. К этому я пришла после того как окончила институт в Нью-Йорке. Затея с галерейным бизнесом в Украине почему-то не работала, не могла понять почему именно. Даже если и работала, то не так как я этого хотела. Учитывая, что до этого у меня был десятилетний опыт в рекламном агентстве, я все равно не могла понять где у меня этот «камень преткновения», что было не так. Поэтому я поступила в иностранный ВУЗ, чтобы перенять зарубежный опыт, узнать, как работает галерейный бизнес в мире.

Удивительно, что у нас нет ни одной дисциплины которая бы давала эти знания. У нас есть музейное дело. Там рассказывают, как собирать данные о картинах в библиотеке и т.д. Как их распределять, как их вешать. Но нигде не рассказывают на чем собственно зарабатывают галеристы, как крутится денежный поток.

Скажи пожалуйста, когда ты решила идти учиться в университет? Через какое время после открытия галереи? Когда ты поняла, что необходимы для этого знание?

Я человек очень разносторонний. По первому образованию я дипломат и международный экономист. Плюс к этому, я всегда обучалась, а когда была в рекламном агентстве я пошла получать образование в сфере рекламного маркетинга. Я стараюсь везде быть полезной. Не просто любителем, а хочется всегда вникнуть в суть. Поэтому, у меня уже очень много всевозможных образований в разных сферах которыми я занималась. Про обучение в Сотби я задумывалась где-то спустя полгода.

Сколько ты там училась и чему там учат? Какие дисциплины там изучают?

На самом деле, для меня это была идеальная программа, и наверно, единственная. Сотби — институт, где обучение предоставляется дистанционно. Потому, что и в нашей стране, и за рубежом, то, что касается художественного образования – это всегда только с личным присутствием и причем считается по часам. Учитывая, что у меня есть маленький ребенок, я не могла себе позволить уехать на несколько лет, оставить её здесь одну. Мне кажется, что она не должна расплачиваться за мои какие-то желания. Поэтому я была привязана к Киеву и искала для себя наиболее подходящую программу.

Ты сейчас разбираешься какие картины современные могут принести доход в будущем?

Скорее, я разбираюсь в том, как сделать так, чтобы картина принесла доход, чтобы она имела инвестиционную привлекательность. На самом деле это очень увлекательный рынок и процесс, потому что художники — они такие же поп-звёзды, как те, кто поёт песни по телику. И за каждой поп-звездой, чтобы она стала популярной, стоит продюсер. В сфере искусства, на самом деле, галеристы являются продюсерами художников. Любой художник может стать звездой, если за ним стоит хороший «капитан». Чем больше галерист вкладывает в художника, чем больше продвигает, дает рекламы, тем дороже становится художник и его работы. Конечно, есть очень много факторов, поэтому и ценятся галеристы с именем, которые взрастили много художников.

Интересно, как всё-таки на арт-галерее можно зарабатывать?

На самом деле, существует несколько видов галерей. Их всего 4 основных вида. Музеи мы не трогаем. Частные галереи должны иметь какие-то оборотные средства и обычно все галереи зарабатывают либо на продаже картин, беря процент, либо на аренде стен под работы. Есть коммерческие выставки, есть не коммерческие. В моем случае, мы ещё так же имеем культурный центр, который приносит очень хороший доход. Ежемесячно культурный центр может приносить от 40 000 — 100 000 гривен чистого дохода. Не плохо для наших реалий. И это только культурный центр.

Как ты находишь этих «звезд», которых будешь «раскручивать»?

На самом деле я их уже не нахожу, даже не занимаюсь их поиском. В основном приходят к нам, ведь у меня одна из лучших галерей столицы. Это первое, а второе, это то, что я уже достаточно популярный лидер и за мной следят, и соответственно за моей галереей следят. Если мы возьмем ряд других галерей, то может даже ты не узнаешь ни их названия, никто стоит за ними. Моя основная задача основная и я сразу решила для себя, что брендом будет «Лика Спиваковская», а всё остальное – это уже производные от меня, в том числе и галерея. Приходят уже чаще не в галерею, а ко мне. Кроме того, я всё-таки держу очень серьезный курс на международность, поскольку образование Сотби имеет не каждый юрист в Киеве. Я являюсь официальным представителем международной ассоциации «муза-интернешнл», так же мы эксклюзивно представляем каталог, который освещает работы художников со всего мира и распространяется по лучшим галереям мира. В Украине я – единственный представитель. Кроме того, мы вывозим украинское искусство за границу. В прошлом году я вывезла 10 украинских художниц в Милан, сейчас через пару недель мы едим в Париж на выставки. Соответственно, у меня достаточно сильный бренд уже, у меня достаточно сильная программа. Корме того, она уже не в нашей геолакационной зоне. Все-таки хочу работать больше на зарубежные рынки, и художники которые имеют возможность они сами хотят работать со мной.

Как ты создала свой бренд?

Мне кажется, что основной составляющей бренда является репутация. Но и её я нарабатывала 10 лет, пока была в рекламной сфере, и она дает о себе знать до сих пор. И ко мне даже больше сегодня обращаются клиенты по рекламе, иногда я даже могу их проконсультировать, могу, что-то помочь, сделать проект. Ну, если мне нравится и хочется вспомнить прошлое. Мне очень повезло, в то время как я начинала заниматься искусством, ведь мы делали много благотворительный проектов.

Например?

«Красота против рака» — это был один из самых первых проектов в 2013 году, мы собрали достаточно большую сумму и в помощь деткам болеющим раком. Сейчас, когда я вспоминаю об этом проекте, мне немного даже обидно, что настолько затерли вот эту раковую проблему и благотворительность как таковую. Даже сейчас, когда ко мне обращаются с просьбами о помощи, все делают благотворительные проекты и непонятно кто и кому помогает. Суть этих проектов всегда одинаковая. Тогда мне повело, ведь мы были не в струе, мы были первыми кто это делал. Относительно первыми у кого были такие масштабные проекты. Мне как-то всегда везло, и я ездила в Ригу на «Арт-Ригу», на ярмарку и там я лично общалась с президентом Латвии, к примеру. Потом я вернулась сюда, и мы ездили к супруге нашего президента, тоже с презентацией картины. Вот такие моменты…

Какие самые сильные и крутые навыки есть, чтобы быть брендом «Лика Спиваковская»?

Во-первых — я очень много улыбаюсь. Во-вторых, я довольно открытый и коммуникабельный человек, но у меня есть свои какие-то грани, которые никогда не переходят панибратство. Панибратство и фривольность – это порой то, что мешает деловым взаимоотношениям. Я быстро схватываю любую информацию и быстро её обрабатываю, быстро выдавая решение, рассчитанное в доли секунды. Это действительно так. Многие удивляются тому как это происходит, но я не могу дать «рецепт». Это особенность, которая живет в моей голове. Я считаю, что бизнес в наше время (если хочет выжить) — должен быть исключительно креативным. То есть из всех старых методов уже ничего не работает. Работает, когда одевают костюм страуса и рассказывают, что они сделали новые услуги для «Приват-Банка». Работает, когда блогеры рассказывают о изобретении юридического бота или, что-то такое. Соцсети дают колоссальный ресурс для того, чтобы быть уникальным и собой. В любом случае, выживают сейчас только креативный бизнес или те, кто используют креативный подход. У меня, наверное, очень даже много этого креативного подхода.

Я видела, что ты помогаешь другим открывать галереи. У тебя даже на сайте написано о франшизе по открытию галерей. Это, что-то фантастическое, на самом деле. Что это за проект и есть ли кто-то кто уже открыл галерею?

Да, на самом деле франшиза распространяется на культурный центр. Не на галерею в Киеве. Мы уже вели переговоры с Сицилией, Кипром и т.д. То есть, возможно будет такая сеть

Тут у меня есть замечательные наработки, разработки того, что я за 3 года создала и как мы уже говорили, что у меня очень сильный бренд. Во-вторых – есть атмосфера, которой нет в других студиях. Я знаю, что есть люди, которые пробуют писать в других студиях и преподавателей, но они всегда возвращаются к нам. Но, об этом я расскажу, когда Вы купите франшизу.

Ты как-то помогаешь предать атмосферу, да? Ведь Лики там не будет.

Но будут мои наработки. В структуре зала, в системе. Есть определенные механики, есть конечно же закулисная работа – это работа с поставщиками, это приобретение правильных материалов, это свет, стандарты качества и т.д. Все эти моменты очень важны.

Ника, сколько стоит открыть франшизу Культурного центра?

Франшиза стоит 40 000 гривен, туда входит определенный пакет. Вообще есть 3 пакета, с ними можно ознакомиться на моём сайте. Там девочки помогут и проконсультируют непосредственно, что входит и в какие пакеты. Также по условиям есть разные: если это будет и галерея, и студия, и культурный центр, и в другой стране, это совершенно другая история.

В Украине, в небольшом городе, в районном центре каком-то хотят это открыть. Стоимость франшизы и твоего обучения, сколько нужно вложить в открытие культурного центра.

У меня есть все эти подсчеты, на самом деле, и они тоже по запросу могут быть предоставлены. На подсчеты влияют очень сильно и регион, и метраж помещения и вообще факторов очень много. В любом случае, я буду как тренер вникать, помогать на первом этапе выстроить на минимальную сумму, максимально приемлемый результат.

Вопросы: Яна Матвийчук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

logo-popup

Заполните, пожалуйста, поле

Заполните, пожалуйста, поле

Заполните, пожалуйста, поле