Евгений Лютак и его рекламные дроны
Прошлый мой визит в DIY Lab был весьма познавательным. Я подумал, что стоит ознакомится с резидентами лаборатории, узнать кто чем занимается. Первый проект, который меня заинтересовал — Wow Ads, реклама на дронах. Основатель Wow Ads — Евгений Лютак, любезно согласился пообщаться со мной. Поговорили о возможностях дронов, и о том, как превратить своё хобби в бизнес.
— Расскажите немного о себе и о том, как пришла идея создать такой бизнес.
— Мне 22 года. Я учился и учусь в Академии водного транспорта, сейчас получаю там уже второе высшее образование, по специальности логистика.
Идея возникла спонтанно, я просто увлекся мультироторами. Дроны стали моим хобби, и мне захотелось это хобби монетизировать. Я инженер и я люблю что-то усовершенствовать, так что решил изучить три направления: доставка на дронах, реклама на дронах и безопасность. В свободное время стал прорабатывать эти направления, выискивать информацию. Мне было интересно заниматься еще чем-то, помимо учебы. Реклама на дронах, имеет очень большие перспективы, но очень малоразвита с точки зрения самой конструкции дронов. Классическая конструкция дрон плюс баннер крайне ограничена погодными условиями, аэродинамикой и прочими внешними условиями. У меня есть идея, как усовершенствовать это направление с помощью специальных конструкций.
— Например — транслировать голограммы? Или это сложная технология?
— В принципе, можно интегрировать. Нужно будет проделать колоссальную работу, но это возможно.
— Как сейчас выглядит Ваша конструкция?
— Сейчас мы полностью отошли от баннеров и используем светодиодный экран. Сориентированы мы на полеты в темное время суток. Можем запрограммировать любую анимацию, любое уведомление. Я разработал экран с такой конструкцией, которая по минимуму влияет на аэродинамику. Там есть отверстия для прохождения ветра и соответственно, сопротивление становится гораздо меньше. На ночном полотне появляется надпись или анимация, дрона не видно – выглядит очень красиво. У нас стандартная размерность экрана по пикселям — 7х30, а по размерам — 25х100см.
— Изображение можно менять интерактивно? Как осуществляется программирование?
— Да, можно запрограммировать от бегущей строки до анимации. Мы просто подключаем дрон к компьютеру и программируем по слайдам.
— Сколько рекламных заказов у Вас уже было?
— Пока только 4.
— Кто является Вашими клиентами?
— Клиенты абсолютно разные. Вот недавно мы снимали промо-ролик с дроном для клиента, после были полеты по городу. Так же работали на Евровидении, в фан-зоне, когда на почтовой площади был фестиваль караоке – оказывали им поддержку с помощью дронов. Сейчас в планах сделать флешмоб на дронах.
— Когда Вы пришли в DIY Lab?
— В конце прошлого лета. Тогда в DIY Lab проводился тематический день, можно было рассказать о своей идее и попасть в лабораторию. Я об этом узнал, запатентовал идею и пришел. Конечно, моя идея была воспринята только со второго раза, так как она слегка футуристическая.
— Как Вам удалось мотивировать DIY Lab поверить в Ваш проект?
— В тот момент у меня уже было разработано несколько концептов. Я серьезно готовился к этому проекту, показал им первый, самый простой проект в котором присутствовали баннеры. Но я выжал максимум технических характеристик с точки зрения аэродинамики. То есть, дрон мог летать при большей силе ветра. Моя инновационная конструкция, которую до меня никто не предлагал. А во второй раз я пришел уже с экранами и светодиодным монитором.
— Расскажите, как Вы рекламируете свой проект?
— Масштабной рекламной кампании пока не проводили. DIY Lab помогают мне присутствовать на выставках. Есть человек, который в дальнейшем будет этим заниматься.
— Вы не думали запустить рекламный дрон со своей же рекламой?
— Конечно. Мы это уже несколько раз делали.
— У дрона есть какие-то ограничения по полетам над городом?
— С точки зрения законодательства, никаких ограничений нет. Государство никак не регулирует этот вопрос. Дрон считается беспилотным летающим аппаратом, который весит меньше 20кг, а значит не требует регистрации. Он приравнивается к малогабаритному беспилотному аппарату. Наш дрон весит немного больше двух килограммов, так что все законно.
— Какое количество дронов может контролироваться одновременно?
— Пока каждый дрон контролируется отдельным пилотом. То есть, масштабируется это только таким образом – чем больше пилотов, тем больше дронов. Вообще, есть много разработок, даже от INTEL, они поставили рекорд в 1000 одновременно контролируемых дронов. Они делают целое шоу, в котором создают 3D фигуры в небе. Но, это очень дорогая технология, которая не будет рентабельна на нашем рынке.
— Как работает доставка на дронах?
— Это концепцию я приберег. Пишу сейчас дипломную работу на эту тему. В Украине пока просто не хватает механизации для этого проекта. Даже та Новая Почта, они работают по устаревшим технологиям. Но на рынке эти технологии укрепились и дали им возможность масштабироваться.
— Вы планируете продавать только рекламные услуги, или же и самих дронов? Если да, то сколько будет стоить такой дрон?
— Я хочу создать не просто дрон, а скорее конструктор, который будет работать так, как хочет клиент. Я хочу, чтобы людям была понятна система дронвертайзинга. Это будет целое методологическое пособие о том, как совершать рекламную активность с помощью дронвертайзинга.
— Если дроны будут активно работать, сколько людей может потерять работу?
— Если этот сервис будет нормально функционировать, то нужды в курьерах больше не будет. 80% курьеров больше не будут востребованы. Дроны нам скорее откроют новые возможности.
— Дрон достаточно хрупкая конструкция, которая тоже нуждается в некой защите, ведь его могут сбить, украсть, поломать и так далее. Как быть?
— В Украине достаточно распространенная ситуация, к сожалению. Мы разрабатываем сейчас систему безопасности дрона. Мы постараемся уменьшить возможность контакта с дроном при той же доставке. Можно спускать контейнер с товаром на тросе или парашюте.
— С какой скоростью может осуществляться доставка товаров по городу?
— В среднем, если брать доставку, то дрон летит 1 км в минуту по городу. Пиццу с Борщаговки до Троещины можно доставить за 10 минут, с учетом взлета и посадки.
— Спасибо Вам за время. Сейчас мне хотелось бы, чтобы Вы дали пару советов для ребят, которые так же хотят презентовать свою идею фондам или инвесторам.
– В первую очередь, нужно посмотреть на составленную презентацию с точки зрения того, кому эта презентация будет показана. Обязательно нужно рассказывать о продукте больше с точки зрения рынка. Если это какой-то сложный технологический продукт, но он направлен на девушек 25-30 лет, то нужно рассказывать какой он крутой, а не как сложно он будет работать. Всегда нужно помнить, что 1,2,3 отказа – это не показатель. Нужно двигаться вперед и не останавливаться.