ЭкоУкраина — как и почему электромобили вытесняют двигатель внутреннего сгорания
В последние 15-20 лет в автомире происходит «тихий переворот», который делают автомобили на электротяге. Под конец 2016 года в мире насчитывалось около миллиона электрокаров, и все идет к тому, что этот вид транспорта очень скоро вытеснить традиционные авто с ДВС. Кстати, в Германии уже принято решение прекратить продажи таких автомобилей с 2030 года. Это говорит о том, что один из мощнейших мировых автопромов взял курс на перестройку своего производства в пользу электромобилей. Подобные тенденции набирают обороты в Норвегии и Нидерландах, где хотят запретить продажу новых авто с ДВС уже с 2025 года. И, похоже, примеру этих стран скоро последуют и другие.
Сколько электрокаров в Украине?
В Украине, несмотря на непростую экономическую ситуацию, рынок электромобилей растет бешеными темпами, примерно 300-400% в год. Между тем, общемировой показатель находится где-то возле отметки 100%.
Только за прошедший год было зарегистрировано около 2,5 тысяч электромобилей, включая и «гибридные» авто. Мало того, Украина заняла 5-е место в мире по темпам развития электромобилей, оставив позади гораздо более развитые в экономическом отношении страны. Сейчас в Украине бегают примерно 4 тысячи экоавто, их доля в общем количестве автотранспорта достигает 4%. Следует отметить, что во многом на результат 2016-го повлияла отмена пошлины, популяризация электротранспорта энтузиастами и «правильная» реклама в СМИ.
По имеющейся статистике, только за январь-май 2017 года в Украине зарегистрировано около 960 электрокаров. При этом новых из них оказалось всего лишь 124 машины, остальные — «б\у». Первенство по популярности по-прежнему принадлежит ниссановскому Leaf — 816 авто. Как отмечают участники рынка, в сравнении с таким же периодом минувшего года, рост спроса почти утроился. Однако стала заметна тенденция на приобретение авто с пробегом: если в 2016-м примерно 45% зарегистрированных автомобилей на электротяге были новыми, то сейчас — только 18%.
Такая динамика продаж электромобилей свидетельствует о том, что Украина может оказаться в числе десятки стран, которые первыми заменять автопарк с ДВС на экомобили.
Что двигает рынок?
По мнению многих экспертов, бум на электрокары вызван не только интересом отдельных «продвинутых» граждан к инновациям, но и банальным желанием сэкономить.
Не смотря на то, что даже б\у электромобиль может стоить как неплохой новый с ДВС, расходы на его «заправку» ниже примерно в 10 раз. Так что можно смело утверждать, что рост рынка электромобилей во многом обязан непомерной стоимости ГСМ и техобслуживания традиционных авто. Конечно, какой-то процент можно отнести и на счет экологии, но, все же, это не про Украину. Это больше относится к Европе, где рынок растет в, основном, по экологическим причинам, поскольку стоимость топлива и электроэнергии там примерно равна. Европеец, покупая электромобиль, пытается сохранить окружающую среду, но у украинца проблема экологии пока уступает экономии. Но даже и эта мотивация к покупке электрокара все же сработает на будущее, ведь рано или поздно, вопросы экологии будут занимать и умы большинства наших граждан.
Скорее всего, динамика роста продажи экокаров будет расти и до конца года. Дополнительным толчком могут стать определенные льготы или другие условия, которые будут способствовать развитию этого рынка. Это может быть, в частности, ожидаемая отмена НДС, что приведет к удешевлению электромобилей на 20%. Если это произойдет уже в этом году, Украина получит возможность не только сохранить высокие рейтинги, но и постепенно модернизировать автотранспортный парк — частный, общественный и коммерческий. Кроме того, что на этих процессах можно будет строить новые бизнесы, это нужно и для сохранения окружающей среды.
Все дело в инфраструктуре?
Отдельного внимания заслуживает электромобильная инфраструктура. Практика украинского рынка подтверждает прямую связь между ростом продаж экокаров и обустройством соответствующей инфраструктуры по их подзарядке и ТО. Сегодня в Украине есть около 600 электрозарядных станций мощностью от 22 кВт. Специалисты утверждают, что для комфортной эксплуатации электромобиля количество станций подзарядки должно быть не меньше 10-ти на средний по величине областной центр. Впрочем, опыт Европы говорит о том, что не всегда слабая инфраструктура является препятствием для любителей экоавто. Европейская статистика показывает, что большинство владельцев автомобилей на электротяге заряжают их дома, приобретая специальные зарядные станции.
Сегодня зарядная инфраструктура для электромобилей формируется по двум направлениям. Часть компаний пытается «застолбить» нишу на будущее, строя сети «электрозаправок» в надежде заработать на них в ближайшей перспективе. Вторая группа — это компании, владеющие крупными офисными и торгово-развлекательными центрами. Они устанавливают подзарядки на своей территории в надежде привлечь этим дополнительных клиентов. Как правило, такие подзарядки сейчас работают бесплатно, как пилотные проекты.
Государство поможет?
Для полноценного развития электромобильная инфраструктура нуждается в серьезной господдержке. По крайней мере, на начальном этапе. В том же ЕС в большинстве стран существуют специальные программы, предусматривающие, в том числе и госдотации на строительство зарядных станций в виде скидок на электроэнергию. А в Украине, как сетуют участники рынка, пока что вопрос продажи электроэнергии для подобного бизнеса никак не урегулировании на уровне законов. Это является одним из основных препятствий для развития инфраструктуры как отдельного направления бизнеса и отпугивает потенциальных инвесторов. И пока государство не обозначит четкие правила игры на этом рынке, бизнес вряд ли рискнет вкладывать в него серьезные деньги.
Все же, наверное, главной интригой для сторонников и противников электромобилей является скорость, с которой будет производиться замена традиционного транспорта с ДВС на электротягу, модернизация под нее электросетей и какие новейшие технологии будут при этом использованы. Стоит помнить, что кардинальная ломка старого всегда приводит к новым возможностям для бизнеса, ведь заработать можно и на утилизации отживших свое автомобилей. Главное — не упустить свой шанс! А вот начинать бизнес одному или с партнером поможет решить наша следующая статья.