Захар Пашун: почему Украина полностью перейдет на электромобили
Сегодня 28 июля— Илон Маск презентует новый электромобиль Tesla Model 3. Так что я решил, что круто будет именно сегодня опубликовать этот выпуск [предприниматели.docs]. В нем тоже присутствует своеобразное новаторство — первый выпуск рубрики, написанный в формате монолога.
Сегодняшний герой — Захар Пашун, основатель компании Elmob, эксперт по электромобилям, создатель и ведущий популярного YouTube-канала по электромобилям, один из идейный вдохновителей и создателей рынка электромобилей в Украине.
О будущем электротранспорта
В ближайшие десять лет, электромобили изменятся до неузнаваемости. Они будут выглядеть приблизительно как современные машины, но не будет руля и вызывать машину можно будет с помощью смартфона и приложения к нему. Электромобиль будет находить владельца автоматически, с помощью геолокации и прибывать на место. Электромобиль будет беспилотный, заряжающийся от солнечной энергии с помощью солнечных панелей. Стоимость такой поездки будет равна сегодняшнему такси по городу.
Люди не будут приобретать автомобили в личную собственность, потому что 96% времени автомобили физических лиц простаивают. Это не эффективно и не выгодно. Получается следующее: человек приехал на работу — машина стоит. Захотел в кинотеатр, ехал 20 минут — а машина стоит 3 часа. Зачем? Выгоднее будет пользоваться электромобилем, который прибудет в любую точку в нужное время. Тесла уже придумали такую технологию. И еще плюс — не придется платить за парковку.
Пропадут проблемы с обслуживанием транспорта, слежкой за уровнем бензина, масла и т.д. Только редкие любители будут водить самостоятельно. Есть теория, что через какое-то время, с появлением электромобилей, людям запретят водить транспорт самостоятельно, ведь автопилот намного безопаснее. У автопилота отсутствует человеческий фактор оценивания ситуации на дороге. Машина будет делать все самостоятельно с помощью точных расчетов. В разы меньше аварий будет на дорогах благодаря автопилоту.
Если говорить о ближайшем поколении электромобилей, то сменится тип батарей — с литий-ионных на графеновые. Технологических решений хватает. В общем, вся техника в будущем перейдет на электробатареи, в том числе и грузовики.
О электромобилях отечественного производства
В Украине было несколько проектов создания электромобилей. Электромобиль Synchronous – прекрасный проект. Очень жаль, что его не реализовали. В данный момент Synchronous заморожен из-за внутренних разногласий инвесторов.
Были и другие попытки на отечественных краундфандинговых площадках. Но проект с переделанным ланосом абсолютно не интересен отечественному рынку, поскольку приобрести Nissan Leaf в Б/У состоянии намного выгодней по соотношению цены и качества. Он комфортнее, надежнее, безопаснее, красивее и под него есть 12 зарядных станций. Кустарные проекты — абсолютная трата времени без возможности дельнейшей реализации. Nissan Leaf же доступен по цене. Сейчас он самый популярный электромобиль в мире. Самый выгодный по вложению денег.
О бизнесе, рисках и рекламе
Как ни странно, у меня не было страха. Все мои близкие говорили, что электромобили — бред и тупая затея. И что я только потрачу деньги и время впустую. Изначально, я создавал этот проект не как денежный и приносящий прибыль, а как хобби. Это то, чем мне нравилось заниматься больше всего. Я сидел и выискивал любую полезную и не очень информацию о электромобилях и понял, что больше не могу просто потреблять и размышлять. Понял, что нужно становиться создателем.
Может прозвучит гордо, но мы первые открыли автосалон электромобилей в Украине. Самое лучшее маркетинговое решение, которое было нами принято – это честность, искренность и открытость по отношению к нашему клиенту. Есть очень много роликов на нашем YouTube. Например, где я заряжаю свой Ниссан с седьмого этажа через удлинитель. Мы ничего не скрываем и общаемся с людьми, рассказываем, что электромобиль – это круто.
В социальных проектах мы не участвуем. Занимаемся некой благотворительностью, но разглашать эту информацию я не хочу. Мы, в принципе, и сами в некоторой степени являемся социальным проектом — мы помогаем людям экономить их деньги. Мы помогли сэкономить по 200 долларов в месяц уже более чем 300 семьям.
О электромобилях и Украине
Электро-заправок в Украине нет. Точнее их тысячи, но в нужном месте — нет. То есть, ни один человек не может получить полностью заряженный электромобиль проснувшись утром. Для того, чтобы заряжать свой электромобиль — нужно решать проблемы с ЖКХ, чтобы оформить отдельный вывод розетки и т. д. В общем, нам нужна поддержка государства.
Но и сами чиновники переходят на электромобили. Есть даже энтузиасты, которые покупают себе электромобили в личное использование, в основном это чиновники высокого ранга. И Украина тоже целиком перейдет — потому что это выгодно. Даже для бюджета страны — перестанут воровать бензин и опустошать казну.
Беседовал: Вениамин Крыжановский