Алексей Лазоренко — об успехе BlaBlaCar в Украине
Алексей Лазоренко – руководитель BlaBlaCar в Украине и России о том, как реализовать сервис междугородних поездок и успешно продать его французскому гиганту BlaBlaCar. В 2010 году Алексей, совместно с двумя партнерами, запустил сервис «Подорожники». В 2012 году команда получила инвестиции в размере $100 000 от Аркадия Морейниса. Это был первый и последний раунд инвестирования, поскольку спустя два года французская компания BlaBlaCar купила «Подорожники». По разным данным, основатели получили за свой проект от одного до трех миллионов долларов. В интервью «Бизнес Арене» Алексей Лазоренко рассказывает о том, как создать стартап «с нуля», как найти инвесторов, успешно продать свой проект крупной компании, и остаться, чтобы продолжать его развитие.
— Как и где началась твоя карьера?
— Я начал работать еще во времена студенчества. Первым полезным опытом стала работа в колл-центре «Райффайзен Банк «Аваль». Навыки оператора очень помогли мне в умении общаться с клиентами. Следующей работой была должность ассистента менеджера поддержки заказчика в компании Samsung Electronics. По сути, это была работа мерчандайзера – человека, который занимается оптимизацией продаж товара в сетях розничной торговли. В Samsung я понял, что специфика карьерного роста здесь отличается от того, что мы привыкли видеть в других компаниях. Люди годами работают на одной должности, получая повышения раз в несколько лет, что мне как молодому энергичному студенту не нравилось. Новым этапом моего развития стала работа в компании PeopleNET на должности продакт-менеджера. Спустя полтора года я ушел из этой компании и стал заниматься сугубо предпринимательской деятельности – представлял два израильских проекта в Украине.
— Какое у тебя образование? Работал ли ты когда-нибудь по специальности?
— Я получал высшее образование в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко, на механико-математическом факультете. Еще на первом курсе я понял, что никогда не буду работать по специальности, потому что не хочу связывать свою жизнь с наукой. При этом, хотелось бы подчеркнуть, что учеба в университете помогла мне развить аналитические навыки в мышлении и построить социальные связи со многими интересными людьми.
— Как создавался сервис «Подорожники»? Расскажи об инвестициях в проект.
— Проект «Подорожники» создавался с желанием решить проблему недорогих внутригородских и междугородних поездок и как-то оптимизировать дорожно-транспортную инфраструктуру. Мы позиционировали стартап как социальный проект с пользой для обычных людей. Я основал «Подорожники» с двумя другими партнерами: Олегом Сербиным и Андреем Бондарем. Мы работали с энтузиазмом, что помогло нам создать первые рабочие версии сервиса, а также привлечь инвестиции от «ангельского» инвестора Аркадия Морейниса в размере $100 тыс. после визита на мероприятие формата Startup Weekend.
Мы долго сомневались, брать ли эти деньги от Аркадия и стоят ли они 30%-ной доли в компании, но мне удалось убедить партнеров в важности этих средств для развития стартапа. Это был единственный случай финансовых вложений в «Подорожников».
— На что вы потратили деньги, привлеченные от Аркадия Морейниса?
— Мы бросили все силы на последующее улучшение функционала сервиса, перерисовали интерфейс, а также сфокусировались на продвижении стартапа и расширении имевшейся аудиторию пользователей в несколько тысяч человек.
Для этого мы завершили все сторонние дела, и начали тратить деньги на дизайнеров и мобильных разработчиков, поскольку хотели создать приложение для смартфонов, а также на маркетологов.
Инвестиций нам хватило на восемь месяцев. Примерно в то же время у нас появились предложения от крупных компаний организовать корпоративную коробочную версию продукта для уменьшения расходов на дорогу для персонала компаний, разгрузки паркингов и т.д.
Параллельно я занимался поиском новых инвесторов, провел до 20 встреч с представителями фондов.
— Как вы стали частью BlaBlaCar?
— Одним из фондов, который ответил на нашу заявку, был Excell Partners. Представители фонда познакомили меня с основателями BlaBlaCar. Они и предложили синергию «Подорожников» с французской компанией, поскольку мы предоставляли те же услуги, что и они, с той разницей, что BlaBlaCar работал по всей Европе.
Я поехал на переговоры в Париж, где мы более обсудили все нюансы реализации карпулинга в Восточной Европе. BlaBlaCar были заинтересованы в выходе на российско-украинский рынок, но, осознавая специфику нашего региона, не рисковали самостоятельно расширяться. Мы на примере цифр и практических примеров смогли доказать французами, что идея поиска автомобильных попутчиков жизнеспособна в нашем регионе.
У нас был выбор: продолжать самостоятельно искать инвесторов в развивающийся стартап или согласиться на поглощение проекта BlaBlaCar. Мы сделали ставку на второй вариант.
Процесс слияния представлял собой длительную бюрократическую волокиту. Её финалом стало решение о том, что BlaBlaCar в январе 2014 года официально запускается в Украине и России. По разным данным, цена сделки составила от одного до трех миллионов долларов. На данный момент я являюсь региональным менеджером BlaBlaCar в нашем регионе, руковожу и развиваю проект. Локальные офисы компании в первую очередь занимаются продвижением продукта в регионах и местной спецификой деятельности сервиса. Украина является самым быстрорастущим регионом, в котором работает компания, и по сей день показывает хорошие темпы роста деятельности компании.
— Каким таск-менеджером ты пользуешься? Как ты ставишь задачи команде?
— Лучшим средством планирования я по сей день считаю обычный блокнот, в который я каждые два дня выписываю список задач и вычеркиваю их по мере выполнения.
В команде есть квартальные планы для каждого сотрудника, существуют ежегодные планы с общими показателями, которые компании нужно достичь. Я отслеживаю ключевые цифры деятельности компании, а также контролирую ту часть сотрудников, которые непосредственно за них отвечают.
— В завершение интервью хотелось бы узнать о твоих личных целях? Кем ты себя видишь через 5-10 лет?
— Я очень хочу найти время и возможность посвятить себя какому-то хобби, например, ручному ремеслу. Я думаю, что нужно порой отвлекаться от абстрактных вещей, приземлиться и дать отдых своему уму в таких делах.