Правила виноделов. Уроки украинки, работающей в Орегоне
Я вхожу в ту четверть работоспособного населения Украины, которая уехала работать за границу
Как и большинство соотечественников, уехавших на заработки, я занята в сельском хозяйстве. Непритязательная работа в американском Орегоне: 10-12 часов физического труда, потом весь вечер в моем распоряжении. Я использую свободное время для планирования будущих свершений в Стране Больших Возможностей — готовлюсь к возвращению в Украину. Чтобы понять, что Украина и является страной этих самых возможностей, мне пришлось несколько лет поработать в Новой Зеландии и США. Но давайте по порядку.
В 2012 году я окончила Национальный университет пищевых технологий. С твердой уверенностью, что в жизни я буду работать только по специальности «Технологии продуктов брожения и виноделия» и что мой диплом – бесполезный кусок пластика (спойлер – я была не права, диплом за пять лет пригодился четырежды).
Первая после вуза работа в одной из крупнейших мировых винодельческих компаний помогла «навести фокус»: виноделен в Украине не много, а культура производства в них оставляет желать лучшего. Учиться, по сути, не у кого. А очень хотелось.
Благодаря работе, кроме бездорожья украинского юга, я познакомилась с винодельческим рынком мира: посетила пару дюжин выставок-семинаров и встретила очень много виноделов из разных уголков планеты. Один small talk с профессионалом из развитой винодельческой страны давал мне пищу для размышлений на день.
Виноделие – не теоретическая наука, в нём книжных знаний мало. Но и не искусство – на чистом вдохновении далеко не уедешь. Виноделие – это ремесло. Тут всё нужно трогать, нюхать, пробовать, ошибаться, экспериментировать и не стесняться повторять за тем, кто уже умеет. У меня ушло два года на то, чтобы понять: если я хочу что-то уметь, учиться нужно за границей. Денег на образовательные программы не было, да и не верилось мне, что можно научиться делать хорошее вино, сидя в аудитории. И я поехала работать на высокотехнологичную винодельню в Новую Зеландию.
Вот тут-то мне диплом и пригодился! Оказалось, для получения рабочей визы нужно подтвердить квалификацию. Делать вино за границей я ездила четыре раза – столько раз воспользовалась дипломом.
Работа в Новой Зеландии была механическая — принеси-подними-повтори, и так 12 часов в сутки. Но она дала мне всё, чего я от неё ожидала: знания, знакомства, опыт жизни в новой стране и, врать не буду, немного денег. Деньги я сразу вложила в получение сразу двух уровней WSET — Wine & Spirit Education Trust. Это такие квалификационные ранги для винных профессионалов, которые принимаются во всех цивилизованных странах.
Итак, у меня за плечами уже был опыт работы в Южном полушарии. Но там же все «вверх ногами». Когда у нас весна, у них осень. Что взять со страны, где Новый год встречают в плавках на пляже? Мне срочно нужно было подогнать свои новые навыки и умения под реалии, приближенные к украинским. Т. е., нужна была работа в Северном полушарии.
Так я и пришла к тихому орегонскому вечеру, когда я пишу эти заметки. За почти четыре года путешествий и работы в мультинациональных коллективах за рубежом я поняла следующее:
- Если мы говорим о сельском хозяйстве, то работа у мигрантов всегда самая тяжёлая и грязная. И работать нужно много часов в день. В любую погоду. Часто – на улице. Поэтому нужно любить то, что делаешь, иначе можно сойти с ума.
- В Украине всё станет намного лучше, когда каждый, вместо того, чтобы жаловаться, начнет делать свою работу хорошо. Ни в Новой Зеландии, ни в США мне не встречалось откровенно халатное отношение простых рабочих к процессу (что в Украине искоренить, боюсь, получится разве что через поколение).
- Стоит проще воспринимать происходящее вокруг. Новозеландцы постоянно повторяют две фразы: «take it easy» и «should be fine». Страна входит в пятерку государств с самым высоким уровнем жизни. Причем, живут там долго, сто лет – норма. Во многом, это заслуга «простого» отношения к жизни. Есть чему поучиться.
- Работать не стыдно. Плохой и не престижной работы не бывает. Многие молодые украинцы жалуются, что после вуза не могут найти работу, соответствующую специализации. Поэтому месяцами сидят дома в поиске вакансий. За рубежом немного по-другому: если у тебя есть диплом, то с высокой вероятностью у тебя есть и «student loan» — кредит на обучение, выплачивать который придется долгие годы. Поэтому можно встретить молодых людей, работающих днём по специальности на невысокой должности (с целью зацепиться), а вечером – в ресторанах, кафе или барах. Работающих по 12-15 часов. И не жалующихся.
- Неоспоримый плюс работы за границей –опыт. Конечно, всё зависит от сферы. В моей отрасли это жизненно необходимо, ничего подобного даже на 10 уровней ниже в Украине не найти.
- Основной минус работы за других странах – потеря социальных связей дома. Когда месяцами не видишь родственников и друзей, теряешь очень много.
- Зарплата за границей намного выше, чем в Украине. Но важно понимать, что там и стоимость жизни намного выше. Зарплата выше украинской не означает возможность накапливать. Я никогда не рассматривала, к счастью, работу за границей как источник финансирования семьи в Украине. Мне физически плохо, когда я думаю, что очень много моих соотечественников отдают здоровье и свое драгоценное время только для того, чтобы отправить домой пару сотен долларов в месяц.
- Язык. Для трудовых мигрантов работа всегда припасена не самая красива. Чем ниже языковой уровень, тем меньше красоты будет в твоем тяжелом трудовом дне. Английский нужно знать по умолчанию, как и язык страны, куда едете работать.
- Расизм, гомофобию и прочее «наследие каменного века» лучше засунуть в то место, из которого у многих руки растут. Хотя бы потому, что любые проявления нетерпимости жестко караются зарубежными работодателями.
Если уж решились ехать работать в другую страну, честно ответьте себе на вопрос: это «заработки» или новый промежуточный этап карьерного роста? Если речь — исключительно о деньгах, стоит учесть возможную потерю здоровья и разрушение семейных связей — в обмен на пару сотен долларов. Возможно, оно того не стоит.