Корпоративная культура — тренд или необходимость?
Корпоративная культура компании — тема достаточно объемная. Как по мне, об этом, как и в философии, можно говорить и даже дискуссировать часами, особенно, если ты — HR или СЕО компании и напрямую работаешь с этим блоком задач. Как вы думаете, корпоративная культура – это тренд или необходимость? Зачем её внедряют, развивают и трансформируют при необходимости? Как это работает в современном мире VUCA? В мире новых поколений?
Давайте попробуем разобраться вместе.
Меня зовут Снежана Сидорчук. Я – действующий HR-менеджер креативного ивент агентства ARENA CS. У нашей компании 3 офиса, 70 сотрудников в штате и 150 человек работают с нами по контракту на отдельные проекты, мы организовываем мероприятия по всей Украине. Делаем масштабные проекты для международных корпораций и неправительственных организаций — 12 лет работаем с ООН как основной подрядчик по проектам, среди наши постоянных Заказчиков – Совет Европы, UNICEF, Porsche, Филип Моррис и другие компании. Делаем проекты для BASF и других неконкурирующих с ними аграриев, много проектов для IT-рынка, работаем с Украинской Ассоциацией Информационных Технологий. То есть задачи перед нашими менеджерами стоят очень ответственные — национального, а часто и международного значения. Для нас команда – это 99% успеха. Корпоративная культура – наш цемент, который держит команду вместе и помогает творить чудеса на ивент рынке.
Тема развития корпоративной культуры (КК) и её частичной трансформации (изменения) для меня стала актуальной с начала работы в этой компании (с 2017 года). До этого я много читала, слышала от других коллег, но сама этим не занималась настолько глубоко, как сейчас.
До 2017 года для меня понятие КК ограничивалось только наличием логотипа в компании, брендированной продукции, частично способом взаимодействия внутри компании по определенным правилам и организация неформальных мероприятий для сотрудников, а также их способом отдыха в кругу коллег.
Столкнувшись с этим вопросом вплотную, я поняла, какое узкое у меня понимание.
Так что же, все-таки, такое — корпоративная культура?
Если говорить простым, понятным для всех языком – это так, как принято, то, как делаются дела в компании и как оно там все происходит. «Как принято» — это и есть одна из основных частей корпоративной культуры, и она определяет, насколько быстро или медленно, качественно или как попало будут там выполняться задачи и какие меры будут приняты в случае какого-то конфликта между сотрудниками или претензий от клиента.
Подводя итог этому определению, я смело заявляю, что корпоративная культура – это далеко не тренд, а острая необходимость для любой компании, если компания нацелена на сильную команду и профессионалов своего дела.
Составляющие корпоративной культуры
- Стиль лидера (который использует метод «делай как я», наставляя и вдохновляя свою команду собственным примером).
Именно так создавалась компания ARENA CS. Яна Матвийчук, имея в кармане всего 300 у.е., не досыпая ночами, не доедая, вкладывала всю себя, чтобы добиться успеха в подготовке и проведения своего первого мероприятия для международной компании. Права на ошибку не было!
Яна и сейчас не сидит на месте, у неё день расписан по секундам: встречи, новые проекты, доклады на разных мероприятиях в качестве спикера, и при такой загрузке — полное погружение в бизнес-процессы компании и в целом в жизнь компании. Яна знает обо всем и обо всех в компании ARENA CS.
Лично для меня такой стиль лидера – это самый большой мотиватор к постановке новых, иногда непростых целей и их успешного достижения как в работе, так и вне её стен.
- Миссия и подлинные ценности, которые разделяет команда – это еще одна из главных составляющих КК.
Ценности ARENA CS разделяет каждый «ареновец», потому что они формировались на основании наблюдений, многочисленных аналитик профессиональных, поведенческих и даже личностных качеств сотрудников.
Будь свободным. Действуй!
Будь результативным. Кайфуй!
Будь ответственным. Систематизируй!
Будь креативным. Твори!
Так гласят и работают ценности ARENA CS.
На основе этих ценностей совершается подбор новых «игроков» компании. У нас разработана методика оценки кандидатов на соответствие или не соответствие этим ценностям. Не бывает хороших или плохих кандидатов. Есть те, кто подходит компании, и те, кто не подходит. Оценка по ценностям помогает нам выбрать именно тех, кому с нами по пути.
Ценности компании определяют «характер», если хотите, даже «темперамент» компании.
- Людей (сотрудников), которые выбрали работу по душе и отдаются на все 100% любимому делу.
В нашем агентстве работают люди с «горящими глазами», они кайфуют, от того, чем занимаются, видя результаты своей работы. Те, кто понимает, что они не на своем месте, обычно не задерживаются в компании больше, чем на 3 месяца. Реальность их «убирает» и, как в природе, естественным отбором они уходят.
- Взаимное доверие и общий интерес компании и сотрудников.
Поддержка, взаимопомощь, уважение и 100% доверие – всё это составляющие пути к достижению успеха команды.
Сотрудник, который получает все это от руководителя и от других коллег, будет выполнять свои задачи с персональной ответственностью, с желанием получить только положительный результат и в установленные сроки.
К примеру, когда к нам выходит новый сотрудник, он максимально быстро адаптируется как психологически, так и профессионально. Потому что уже с первых минут, как он зашел в офис компании, он чувствует поддержку, после welcome-тренинга и знакомства с сотрудниками, у него появляется уверенность в себе. Конечно, он все еще находится в состоянии стресса, потому что принятие как личности, как человека это одно, но все ещё остается страх перед выполнением задач, часто появляются сомнения «справлюсь ли я настолько хорошо, как от меня ожидают».
Но система адаптации и изучения бизнес-процессов компании настолько продумана, что уже с первых этапов выполнения задач новичок понимает, что все не так страшно, вся информация для него в открытом доступе, есть видео уроки, база знаний «WIKI – ARENACS» во внутренней системе Битрикс-24, есть наставник аж на целых 3 месяца (период испытательного срока), который не бросит в беде и будет собственным примером вдохновлять и мотивировать на достижение качественного результата, есть серия внутренних обучающих мероприятий, которые проводятся для всех сотрудников компании. И тут новый сотрудник понимает, что обучаются все и все время, и это круто!
- Общая атмосфера в офисе, в коллективе, в каждом отделе.
А также умение переключаться от рабочих процессов и вовремя брать паузу, чтобы не «выгореть эмоционально и профессионально». Собственно, совместный досуг и корпоративы являются неотъемлемой частью корпоративной культуры.
Есть поговорка: «Сапожник без сапог…» Это не про нас. Ведь несмотря на высокую загрузку, бесконечное количество проектов, новых вводных и часто бессонные ночи в связи с выдержкой дедлайнов, ARENA CS ежегодно проводит 2 корпоратива – новогодний, и летом – день рождения компании.
Кроме этого, в течении года, у нас есть еще несколько обязательных праздников, которые мы отмечаем, тем самым переключаемся и немного отдыхаем от рутины и суровых будней.
- Обучение персонала, всех, без исключения.
Это важная составляющая корпоративной культуры, именно в нашей компании. Мир настолько быстро меняется, что, если не обучаться, можно очень быстро потерять свою позицию на рынке, неважно, кто ты – простой работяга или СЕО компании.
АРЕНОВЦЫ всегда в процессе развития своих soft и hard skills
В компании разработана целая серия внутренних обучающих мероприятий, нередко наши специалисты посещают внешнее обучение и даже есть своя школа ивент менеджера. Одна из целей школы – воспитание рынка организаторов мероприятий: компаний, их сотрудников, сотрудников Клиентов и тд.
Имеется своя корпоративная библиотека, которая дает возможность саморазвития каждого сотрудника в любой другой сфере, ведь разнообразие литературы просто зашкаливает. Когда я прихожу в библиотеку, мне хочется сразу взять минимум 3-4 книги. Все очень интересно! Много книг уже перенесены в электронные базы данных, ведь многие привыкли читать электронные варианты или слушать аудиокниги.
В обязательном порядке оптимизируются внутренние бизнес-процессы, все время анализируется и обновляется информация.
Для комфорта и простоты ведения проектов и поддержку коммуникации между сотрудниками компании используется одна общая CRM-система, которая ведет проектный учет, постановку задач, работу с Клиентами, внутренний финансовый учет и управленческий учет. В данный момент мы работаем с Битрикс-24, которая адаптировалась специально под наши бизнес-процессы и сегодня значительно облегчает жизнь каждого Ареновца.
Знания – наше все. И мы любим учиться, ведь кто владеет информацией, тот владеет миром!
Миссия и ценности компании — важная часть КК
Есть еще много составляющих корпоративной культуры – визуализация миссии, визии и ценностей в офисе компании. Мы не так давно переехали в новый офис, ремонт которого выполнен в корпоративных тонах, с ценностями, атрибутикой и слоганами компании – все в офисе способствует к достижению поставленных целей. В офисе есть лаунж зона с массажным креслом для сотрудников, ведь большая загрузка и сидячая работа могут негативно сказываться на здоровье, а физическое и психическое здоровье наших сотрудников — прежде всего.
Методы поощрения и награждения – это тоже часть корпоративной культуры, которая еще и влияет на лояльность к компании, мотивацию к работе и желание достигать целей компании. Все это у нас тоже работает, ведь люди, которые отдаются профессии организатора мероприятий – счастливы, потому что они кайфуют от того, чем занимаются, от результатов своей работы и результатов компании в целом.
Корпоративная культура – это не константа, это всегда изменения, модернизация, оптимизация, развитие, которое влечет за собой выход из зоны комфорта, поэтому ко всем трансформациям надо подходить с трезвым умом и чистой душой, всегда взвешивать все действия, но при этом не боятся рисковать, ведь все изменения – это риск что-то потерять, но и возможность приобрести что-то новое и лучшее!
А вообще, ARENA CS – это надо видеть!
Читать также: Курсы event для обучения персонала: опыт ARENA CS