Почему стартап потерял 2 млрд долларов: катастрофа Силиконовой долины

Яна Матвийчук Кейсы 21 февраля 2020 Читать: 7 мин Просмотры: 2430

Blue Apron – американский стартап по доставке продуктовых коробок для приготовления блюд по рецептам. Это не просто доставка продуктов по типу доставки из супермаркетов — в боксе находится точно отмеренное количество продуктов для одного приема пищи. Чтобы остатки еды не оставались в холодильнике, рискуя быть неиспользованными.

Blue Apron
Blue Apron — это сервис по доставке точно отмеренного количества продуктов для приготовления еды по рецепту.

Так что если вы любите готовить, но не получаете удовольствия от покупок продуктов или планирования блюд, или если вы готовите только на себя, а не на компанию друзей (ну и если вы при этом живете в США) — тогда Blue Apron для вас. Был.

Благодаря игрокам из Силиконовой долины эта идея начала стоить несколько миллиардов долларов — и стала достаточно мощной, чтобы «взорвать» продуктовый бизнес. И идея работала — до тех пор, пока Джефф Безос не купил Whole Foods. Начали появляться другие конкуренты.

Blue Apron потратили миллионы на упаковку и доставку, а также на маркетинг, буквально раздавая коробки с аккуратно разложенными ингредиентами миллениалам, которые никогда потом не заказывали вторую коробку. Все это привело к срыву IPO Blue Apron, падению цен на акции до рекордного минимума, вывода основателей стартапа из лидерских позиций — и, возможно, к гибели самого стартапа.

доставка еды в Америке
Так выглядит еда из коробки Blue Apron.

Потеряв еще 23,7 млн. долларов США за последние три месяца 2019 года, Blue Apron увольняет 240 рабочих и закрывает магазин на месте своего склада в Арлингтоне, штат Техас. На данный момент Blue Apron сохранит свои магазины в Калифорнии и Нью-Йорке. Лидеры пока думают о том, как по дешевке продать стартап всего за 50 миллионов долларов. Между тем, клиенты уходят: их число уменьшилось до 351 000 в последнем квартале 2019 года (по сравнению с 557 000 годом ранее).

Продажа столь дешевого Blue Apron означала бы убытки в размере около 143 миллионов долларов для инвесторов, включая Fidelity и Goldman Sachs. Это неприятно, но, как обычно, розничные инвесторы пострадали больше всего. Акционеры, которые купили акции по 11 долларов, когда Blue Apron стала публичной, потеряли более 80% своих инвестиций. Акции продавались по 3,60 доллара на момент закрытия в среду.

Blue Apron стал одной из крупнейших в истории катастроф в Силиконовой долине. Тут смешались высокомерие, нереалистичные ожидания, неправильное понимание того, как люди существуют в мире, и Amazon. Но что могло пойти не так? Почему Blue Apron был оценен в более чем 3 миллиарда долларов, когда выходил на IPO?

Blue Apron продавал, по сообщениям в 2015 году, три миллиона блюд в месяц по цене примерно 10 долларов каждое. Именно денежный поток и рост пользователей подтолкнули стартап к утверждению, что когда-нибудь он достигнет того, что 99% домашних готовок будут происходить с помощью боксов Blue Apron.

Blue Apron доставка еды
Как стартап из Силиконовой долины потерял 2 млрд долларов

И если бы лидеры стартапа сделали программное обеспечение для выполнения заказов и инвестиции в автоматизацию в своих центрах — огромной инфраструктуре, логистической сетки «от побережья до побережья», которая в потенциале должна была охватить всю страну. Между тем, компания привлекала внимание инвесторов к своей «трудно копируемой цепочке создания стоимости» и «мощной и эмоциональной связи с брендом». Но ничего этого на самом деле не было.

Людям не было никакого дела до Blue Apron, хотя их бизнес-модель стоила огромных затрат. Чтобы хотя бы приблизиться к выполнению обещания на миллиард долларов и покрыть страну коробками с расфасованными ингредиентами, Blue Apron должен был начать зарабатывать деньги, а этого не произошло. Одна проблема заключается в том, что известные продуктовые магазины начали осуществлять доставку — и не просто кусочков продуктов, а полноценные продукты из супермаркета.

Blue Apron потерял даже свой фактор новизны. Вместо того, чтобы предлагать «игру» с доставкой сырой еды, Blue Apron продемонстрировал потенциальную возможность для многих более систематичных конкурентов, у которых были более низкие затраты и более диверсифицированные источники дохода. Это частично причина, по которой Blue Apron потерял много денег, даже когда он все еще был единорогом: 54,9 миллиона долларов в 2016 году, а затем еще 52 миллиона долларов в 2017 году. И на этот второй год потери были более, чем на 20% по сравнению с выручкой компании, так как Blue Apron профукали миллионы на маркетинг.

коробка с едой
Blue Apron — рай для миллениалов или стартап, не нашедший свою аудиторию?

Что касается 99% объема домашних готовок. Домашние повара любят покупать продукты и часто покупают больше, чем им или их семье может понадобиться – в конце концов, именно так вы экономите деньги на приготовлении пищи дома. А те, кто действительно хотел получать доставки еды для одного приема пищи, просто не хотели запариваться с готовкой.

Как сообщает Marketwatch, Blue Apron надеется быть поглощенным другой компанией, возможно, продовольственными гигантами типа Kraft Heinz, Walmart или даже Starbucks. Все эти компании присутствуют практически в каждом городе. Теоретически они могли бы производить готовые блюда в масштабе и удваивать стоимость, учитывая расходы на хранение и поставку.

Опыт Blue Apron полезен для предпринимателей в первую очередь потому, что сама идея для бизнеса не важна. Важна ее реализация — насколько получится или нет систематизировать, автоматизировать процессы и обеспечить беспрерывный поток обслуживания заказов. И даже при наличии инвестиций надо думать обо всем одновременно, а не только сливать весь бюджет на маркетинг. Системный бизнес, в котором гибко происходят изменения, — это залог его выживания. И в украинских реалиях это работает идентично.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

logo-popup

Заполните, пожалуйста, поле

Заполните, пожалуйста, поле

Заполните, пожалуйста, поле