Почему стартап потерял 2 млрд долларов: катастрофа Силиконовой долины
Blue Apron – американский стартап по доставке продуктовых коробок для приготовления блюд по рецептам. Это не просто доставка продуктов по типу доставки из супермаркетов — в боксе находится точно отмеренное количество продуктов для одного приема пищи. Чтобы остатки еды не оставались в холодильнике, рискуя быть неиспользованными.
Так что если вы любите готовить, но не получаете удовольствия от покупок продуктов или планирования блюд, или если вы готовите только на себя, а не на компанию друзей (ну и если вы при этом живете в США) — тогда Blue Apron для вас. Был.
Благодаря игрокам из Силиконовой долины эта идея начала стоить несколько миллиардов долларов — и стала достаточно мощной, чтобы «взорвать» продуктовый бизнес. И идея работала — до тех пор, пока Джефф Безос не купил Whole Foods. Начали появляться другие конкуренты.
Blue Apron потратили миллионы на упаковку и доставку, а также на маркетинг, буквально раздавая коробки с аккуратно разложенными ингредиентами миллениалам, которые никогда потом не заказывали вторую коробку. Все это привело к срыву IPO Blue Apron, падению цен на акции до рекордного минимума, вывода основателей стартапа из лидерских позиций — и, возможно, к гибели самого стартапа.
Потеряв еще 23,7 млн. долларов США за последние три месяца 2019 года, Blue Apron увольняет 240 рабочих и закрывает магазин на месте своего склада в Арлингтоне, штат Техас. На данный момент Blue Apron сохранит свои магазины в Калифорнии и Нью-Йорке. Лидеры пока думают о том, как по дешевке продать стартап всего за 50 миллионов долларов. Между тем, клиенты уходят: их число уменьшилось до 351 000 в последнем квартале 2019 года (по сравнению с 557 000 годом ранее).
Продажа столь дешевого Blue Apron означала бы убытки в размере около 143 миллионов долларов для инвесторов, включая Fidelity и Goldman Sachs. Это неприятно, но, как обычно, розничные инвесторы пострадали больше всего. Акционеры, которые купили акции по 11 долларов, когда Blue Apron стала публичной, потеряли более 80% своих инвестиций. Акции продавались по 3,60 доллара на момент закрытия в среду.
Blue Apron стал одной из крупнейших в истории катастроф в Силиконовой долине. Тут смешались высокомерие, нереалистичные ожидания, неправильное понимание того, как люди существуют в мире, и Amazon. Но что могло пойти не так? Почему Blue Apron был оценен в более чем 3 миллиарда долларов, когда выходил на IPO?
Blue Apron продавал, по сообщениям в 2015 году, три миллиона блюд в месяц по цене примерно 10 долларов каждое. Именно денежный поток и рост пользователей подтолкнули стартап к утверждению, что когда-нибудь он достигнет того, что 99% домашних готовок будут происходить с помощью боксов Blue Apron.
И если бы лидеры стартапа сделали программное обеспечение для выполнения заказов и инвестиции в автоматизацию в своих центрах — огромной инфраструктуре, логистической сетки «от побережья до побережья», которая в потенциале должна была охватить всю страну. Между тем, компания привлекала внимание инвесторов к своей «трудно копируемой цепочке создания стоимости» и «мощной и эмоциональной связи с брендом». Но ничего этого на самом деле не было.
Людям не было никакого дела до Blue Apron, хотя их бизнес-модель стоила огромных затрат. Чтобы хотя бы приблизиться к выполнению обещания на миллиард долларов и покрыть страну коробками с расфасованными ингредиентами, Blue Apron должен был начать зарабатывать деньги, а этого не произошло. Одна проблема заключается в том, что известные продуктовые магазины начали осуществлять доставку — и не просто кусочков продуктов, а полноценные продукты из супермаркета.
Blue Apron потерял даже свой фактор новизны. Вместо того, чтобы предлагать «игру» с доставкой сырой еды, Blue Apron продемонстрировал потенциальную возможность для многих более систематичных конкурентов, у которых были более низкие затраты и более диверсифицированные источники дохода. Это частично причина, по которой Blue Apron потерял много денег, даже когда он все еще был единорогом: 54,9 миллиона долларов в 2016 году, а затем еще 52 миллиона долларов в 2017 году. И на этот второй год потери были более, чем на 20% по сравнению с выручкой компании, так как Blue Apron профукали миллионы на маркетинг.
Что касается 99% объема домашних готовок. Домашние повара любят покупать продукты и часто покупают больше, чем им или их семье может понадобиться – в конце концов, именно так вы экономите деньги на приготовлении пищи дома. А те, кто действительно хотел получать доставки еды для одного приема пищи, просто не хотели запариваться с готовкой.
Как сообщает Marketwatch, Blue Apron надеется быть поглощенным другой компанией, возможно, продовольственными гигантами типа Kraft Heinz, Walmart или даже Starbucks. Все эти компании присутствуют практически в каждом городе. Теоретически они могли бы производить готовые блюда в масштабе и удваивать стоимость, учитывая расходы на хранение и поставку.
Опыт Blue Apron полезен для предпринимателей в первую очередь потому, что сама идея для бизнеса не важна. Важна ее реализация — насколько получится или нет систематизировать, автоматизировать процессы и обеспечить беспрерывный поток обслуживания заказов. И даже при наличии инвестиций надо думать обо всем одновременно, а не только сливать весь бюджет на маркетинг. Системный бизнес, в котором гибко происходят изменения, — это залог его выживания. И в украинских реалиях это работает идентично.