Как открыть FM-радиостанцию: пошаговая инструкция

Вениамин Крыжановский Идеи для бизнеса 22 марта 2017 Читать: 20 мин Просмотры: 12105
радиостанцию открыть пора
Viperagp/Depostphotos

Радио – это бизнес, а не развлечение. Конечно, хорошо когда под рукой есть богатый человек, который любит радио и хочет сделать радиостанцию просто для себя. Но все равно, рано или поздно он поймет, что расходы должны окупиться, в той или иной форме.  Многие, прежде чем выйти в FM-эфир, начинают развивать свой проект с онлайн-радио. В онлайне намного меньше инвестиций и намного меньше регулирования. Им не важен формат, они не тратят бешеные деньги на лицензию. Но при этом в разы сложней собрать аудиторию. Репрезентативную аудиторию, которая способна купить рекламируемый товар. Ведь фактически, онлайн-радио слушают гораздо меньше, чем FM.

Мы подготовили для Вас обширный материал, который поможет Вам открыть FM радиостанцию. Он выполнен в виде пошаговой инструкции, с дополнениями и комментариями. Читайте до конца.

1. Изучение целевой аудитории.

Радио, как и любой бизнес, начинается с изучения аудитории. Вы должны понимать, какая аудитория является потребителем радио, какие есть конкуренты у будущей радиостанции в этой сфере, соответственно – как разделен рынок. Безусловно очень важно, на какой территории вы собираетесь транслировать свою волну (если речь идет об FM-радио). Но интернет-транслирование, безусловно, позволяет быть слушаемыми во всем мире.

Сейчас общие тенденции таковы, что в стране много ведущих радиостанций, которые занимаются форматом «для всех». Конечно, у них есть своя ЦА (целевая аудитория – прим. ред.), но они стремятся покрыть как можно больший объем потребителей. То есть, становится еще одной модной, «хитовой» радиостанцией, если вы хотите завести свой проект – нет смысла.

Очень даже наоборот – есть смысл занять некую свою нишу и попытаться ее качественно и грамотно занять. Соответственно, все последние старты в FM-диапазоне они, как правило, отображение этой нишевой политики. В таком случае, задача стоит в том, чтобы собрать нужную проекту аудиторию, а не стать массовым продуктом.

Чем Вы торгуете на радио? Вниманием людей, которые могут позволить себе что-то купить. Причем купить так, чтобы они от Вас после этого не ушли.

Соответственно, изучая потребности аудитории, аналитика показала, что не только в Киеве, но и во всем мире появилась тенденция деления на узкие форматы. Собственно, при выборе ниши, нужно учитывать будет ли она востребована и есть ли аудитория, которая может иметь интерес. После того, как Вы поняли свою будущую аудиторию, следует непосредственно перейти к разработке концепции.

Есть разные виды владения радиостанцией, но большая часть украинских радиостанций – коммерческие. Радио зарабатывает исключительно посредством рекламы, и суть коммерческих радиостанций в том, чтобы они были максимально интересны слушателю. И уже потом внимание этих людей можно продавать рекламодателю за деньги – в этом заключается бизнес. Нужно создать такой продукт, чтобы он оставался интересен слушателю, мог сохранять интерес этих людей максимально долгое время, чтобы это время стоило как можно дольше. Тут важно соблюдать некий баланс – ведь можно перегнуть с рекламой, а можно и перегнуть с форматом и потерять внимание слушателя.

 2. Разработка концепции (формата)

Так вот, когда уже понятно,  какая аудитория нужна, приходит время  разрабатывать концепцию, тот самый пресловутый «формат». Этого слова у нас боятся очень многие люди, особенно творческие, которые считают, что радиостанции, прикрываясь словом формат, просто не берут ненужную для них музыку в эфир.

На самом деле формат – это сценарий, который помогает понять, что нужно аудитории.  При этом  формат не является статичным понятием, он развивается, видоизменяется, вместе с интересами аудитории. То есть, когда концепция перестает работать – её нужно обновить.

Следовательно,  нужно составить официальный документ (Format policy), в котором описывается социально-психологический портрет целевой аудитории, её интересы и обозначается, как станция будет работать – что будет звучать в эфире, какая музыка предлагается слушателю,  как будет выглядеть эфирный час.

Эфирный час описывается следующим образом – песни делятся на категории, которые нужно подробно описать (жанр, стилистика, настроение). Категории распределяются по часу, составляются пропорции. При надобности прописываются дополнительные развлекательные (радио-шоу, викторины) либо информационные (новости, прогнозы погоды) передачи. Также нужно четко прописать количество песен, в той или иной категории, которые существуют в запасе станции на данный момент,  для того, чтобы оптимально ротировать их в эфире (то есть впускать каждую конкретную песню в эфир не слишком часто, но и не слишком редко). Так или иначе, музыкальная база радиостанции ограничена, так что ходовые произведения, которые слишком часто играют, периодически отправляются в «холодильник».  Имеется в виду, что потом песня снова вернется в эфир, но лишь по прошествии определенного цикла.

Также в этом документе должны быть прописаны правила воспроизведения. Например, чтобы не было слишком много грустных песен подряд или несколько песен подряд одного артиста. Конкретно – период повторяемости песни должен быть регулирован внутренними правилами.

Обратим внимание музыкантов, которые хотят попасть на радио, что мало написать хорошую песню (пусть и соответствующую квотам) – песня должна привлекать слушателей на станцию. Ругать форматы глупо – они существуют, чтобы оправдать ожидания слушателя. Если аудитория услышит то, что ей не нравится, то просто сменит волну.

На основе Format policy составляется бренд-бук. Он включает в себя не только воспроизводимую музыку и джинглы (джингл — музыкальный или вокальный элемент оформления радиоэфира – прим. ред.), но и определение того, как радиостанция будет позиционироваться для выбранной аудитории, что она может этой аудитории предложить, как привлечь её и так далее.

3. Определение частоты вещания и получение лицензии

Дальше – самое интересное. В Украине есть специальные регулирующие государственные органы (Національна Рада з питань України з питань телебачення і радіомовлення), которые занимаются распределением и регулированием радиовещания. И Совет занимается тем, что в каждом регионе разыгрывает тендер  на свободные частоты, выслушивая  все возможные предложения и по своему решению даёт (или не даёт) частоты в пользование. Не стоит забывать, что у Совета есть четкое жанровое распределение. Опять же – эти конкурсы могут и не проводится по пять лет. Допустим, если Совет «распродал» уже весь диапазон частот. Но могут быть и внеочередные конкурсы, если кто-то обанкротился либо нарушил законы радиовещания и был лишен лицензии.

Четко определившись с форматом, бренд-буком и прочей сопутствующей документацией будущий руководитель радиостанции, вместе с юристами, подаёт свое предложение в качестве заявки в Национальный Совет по вопросам телерадиовещания. Так же, дополнительно со всей прочей документацией, следует  предоставить гарантии того, что у Вас есть охраняемое помещение, что Вы способны без перебоев доставлять сигнал к ретранслятору и так далее. Полный перечень можно посмотреть на сайте Совета (http://www.nrada.gov.ua/ua/license).

Получение лицензии – это самый затратный пункт. Её стоимость варьируется в зависимости от географического положения региона вещания, площади покрытия (несколько регионов, только города, города и области, вся страна) и срока, на который эта лицензия выписывается. И если у Вас одна частота в одном городе – лицензия может быть вполне подъемной по цене. Но если вы хотите сделать сеть, то суммарно – это очень большие деньги, да и лицензию придётся оформлять в каждом отдельно взятом городе.

Некоторые думают, что основная проблема радиостанций связана с цензурой, но на самом деле – сложнее всего получить лицензию. С ней связаны такие сложные моменты, как программная концепция, возможная окупаемость станции  (Национальный Совет учитывает и этот фактор). И стоит упомянуть еще один нюанс — соблюдение закона о квотах.

Суть закона о квотах состоит в том, что все радиостанции Украины, которые вещают в FM-диапазоне, независимо от формата, обязаны играть 25% процентов вокальной украиноязычной музыки. Вокальным аудио произведением считается композиция, в которой есть хотя-бы одно слово длинной более 80 секунд. До введения закона о квотах (до 08.11.16) не имело значения на каком языке исполняется музыка. Было лишь требование, чтобы в музыкальном эфире звучало 50% национального продукта. Национальным продуктом считалось любая группа, работающая в любом жанре, если хотя-бы у одного из участников музыкального проекта был паспорт гражданина Украины. Сейчас же норма воспроизведения композиций привязана именно к языку. Естественно, если вы хотите запустить узкоформатную радиостанцию – закон о квотах может стать проблемой. Так что вопрос о наличии 25% украиноязычных исполнителей в жанре следует учесть сразу. Несмотря на то, что украинский музыкальный рынок сейчас в состоянии развития, соблюсти нормы вещания не так уж и просто.

Сами ограничения так или иначе должны быть. FM-радиостанции ограничены, как минимум, моральными принципами. То есть нельзя, допустим, пропагандировать суицид, где бы ты ни было. Но если ограничения не естественны для рынка, они могут вместо развития вызвать стагнацию. А ведь украинский музыкальный рынок сейчас стремительно развивается. Музыка, которая 5 лет назад еще нигде не звучала – звучит теперь отовсюду.

Помимо лицензии, появляется такой документ, как программная концепция (дополнение к лицензии), которая выдается вместе с лицензией. Программная концепция – это документ, в котором говорится, что некое предприятие владеет определенной частотой для своей деятельности, на определенный срок, по определенным условиям и с конкретным лицензионным сбором.

4. Подбор персонала.

Давайте представим, что лицензия уже получена. Чтобы выполнять все нормативы, нужно обладать достаточным запасом музыки, контента и, что важно помнить,  на станции уже должны быть наняты  дикторы, ведущие и прочие работники (звукорежиссеры, звукоинженеры, техники), которые будут компетентны, будут выполнять работу в короткие сроки и качественно. То, что смонтировано утром может пойти в эфир уже вечером. На радио могут работать только профессионалы.

Штат может колебаться от 5 до 50 человек. Если это информационное радио – будет большой штат редакторов и ведущих, помимо прочего. Если это радио развлекательное, где отсутствует информационный поток, можно ограничится минимальным штатом в программном отделе. И вопросы количества штата и оплаты труда зависят исключительно от формата радио. Так что в составлении плана бюджета очень важно создать грамотное распределение зарплат.

Но помимо программного и технического отделов должны существовать еще и отдел продаж, который занимается продажей рекламного времени, юридический отдел, бухгалтерия, маркетинговый отдел, аналитический отдел. Так же многим радиостанциям не хватает хорошего digital-отдела для корректной работы в интернете. И опираясь на всю эту информацию, выходит, что для жизнеспособности радиостанции нужно минимум человек  15, хотя кто-то выкручивается и с пятью.

5. Помещение

Также нужно подготовить офис радиостанции. И вряд ли хватит одной маленькой комнатушки, как показывают в американских фильмах. Выше уже было упомянуто, что помещение радиостанции  должно хорошо охраняться (как и любое средство массовой информации) и должно иметь возможность резервного энергоснабжения. Внутри обязательно расположить следующие помещения:  эфирное, административное, продакшн-студию.

Для большой разговорной станции потребуется большой офис. По логике вещей, если количество людей обусловлено форматом, то размеры помещения обусловлены количеством персонала. Все взаимосвязано. Естественно, пространство можно организовать под персонал. И уже из этого следует разрабатывать то,  как его сделать достаточно охраняемым, надежным, удобным и т. д.

Если самостоятельно такую разработку провести сложно, то важно знать, что существуют  компании, который делают радиостанции «под ключ» — проектируют дизайн, осуществляют ремонтные работы, размещают аппаратуру, монтируют звукоизоляцию.

6. Выход в эфир

Существует несколько уровней обработки звука и определенные стандарты качества – соблюдением этих норм занимается технический отдел. Коснувшись непосредственно процесса вещания, можно сказать, что звук проходит несколько стадий обработки – студийная обработка (нормализация и компрессия в студии), общая обработка на выходе из студии до вышки и динамическая нормализация на вышке, которая вещает в FM-диапазоне. Получается минимум три точки, так что настройку сигнала должны проводить хорошо образованные и подготовленные  люди.

Опять же, существуют фирмы, которые могут осуществить настройку и приведение в работу всей нужной аппаратуры. Эти работы – разовые. Далее технический отдел просто следит за корректной работой серверов и транслирующей аппаратуры. Качество настройки аппаратуры определяет стабильность работы радиостанции.

Но на протяжении функционирования радиостанции технические вопросы будут беспокоить меньше всего. Ведь когда вся техника уже работает, персонал на месте, определена аудитория и формат — остается заявить о своем существовании. Имеется в виду, что новая станция нуждается в промо-компании и в сопутствующей рекламе.  И тут уже все рекламные средства на Ваш выбор – в зависимости от бюджета и аппетитов. Как правило, в ход идет внешняя реклама, реклама на телевидении, проведение оффлайн мероприятий. Должна быть продумана грамотная маркетинговая стратегия, которая будет регулировать способы знакомства потребителя и бренда.

Следует понимать, что для хорошего ведения бизнеса в медийной индустрии – нужно обеспечить активную обратную связь, чтобы учитывать мнения,  жалобы и пожелания слушателей. Важно знать свою аудиторию. Ведь радиостанция может быть уверена, что вещает на богатого и обеспеченного слушателя, но на самом деле её аудиторией могут оказаться бедные студенты. Конечно, может быть и наоборот.  Маленькие станции используют метод прямых и онлайн опросов, телефонную связь.  Крупные холдинги регулярно проводят рейтинговые исследования, которые дают некое понимание о восприятии зрителем эфира. А теперь давайте разберем более подробно, как работают крупные холдинги.

7. Как работают радио-холдинги

В Украине (да и во всем мире) львиная доля радиостанций работает в составе холдингов. Почему так происходит? Концепция холдинга охватывает как можно больше целевых аудиторий, которые, возможно, почти не пересекаются друг с другом. И когда приходит большой клиент – у холдингов есть для него комплексное предложение. И тогда можно задавать клиенту вопросы – какая аудитория его интересует, постарше или помладше?  Богаче или беднее?

Естественно, радио-холдинги – еще и активный инструмент лоббирования политических интересов. Но мы опустим эту тему.  Концепция радио-холдингов – самая прибыльная в Украине. Популярных радиостанций, которые существуют вне холдинга, в Украине, практически, нет.

Возникает вопрос – а можно ли стать участником холдинга, одной из его подконтрольных станций? Важно понимать, что холдинг — это крупный собственник. Например, как Google, который владеет большим количеством различных компаний. И не стоит рассчитывать, что стороннюю радиостанцию примут в холдинг. Чисто теоретически, успешную радиостанцию, конечно же, можно продать какому-то крупному собственнику, как и любой успешный бизнес.  Но холдинг решает, что покупать или создавать, опираясь на свою концепцию развития и ведения бизнеса. Если им нужен проект под свой бизнес — они могут его купить. Но не каждый холдинг, особенно сейчас, хочет (и может) расширяться.

Задача холдинга — охватить максимальное количество аудитории. Ведь основа бюджета радиостанции (99,9%) – это реклама. Количество распространяемой и, что главное, услышанной рекламы – определяет доход и финансовые возможности станции. Так что наибольшие финансовые возможности – у холдингов.

 

Консультировал: Евгений Богиня, программный директор Lounge FM

Материал подготовил: Вениамин Крыжановский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

logo-popup

Заполните, пожалуйста, поле

Заполните, пожалуйста, поле

Заполните, пожалуйста, поле